Ценность семейных связей для детей и взрослых
Любовь к родителям и любовь к детям — это, бесспорно, великие, очеловечивающие средства. Холодный рассудок, не согретый и не уравновешенный теплым, органически связующим чувством на почве семьи, может превратиться в самого опасного разрушителя и врага человечества, какого только можно себе представить. <...>
Через любовь к семье мы приходим к любви к своему народу, обществу, человечеству. Но не только эти объективные основания говорят в пользу сохранения неразрывной связи между родителями и детьми. В этих отношениях кроется в положительном случае неисчерпаемый источник положительных переживаний, возможностей того, что справедливо называется «золотой порой детства». Даже в отрицательных условиях любовь к отцу и матери заставляет значительно смягчать тяжелый характер жизненных обстоятельств и отношений, любовь дает силы отыскивать всякие возможные и невозможные оправдывающие или, по крайней мере, извиняющие обстоятельства. Общественное воспитание никогда не будет в силах заменить эту интимную, не поддающуюся рассудочному учету огромную положительную силу любви к отцу, и особенно к матери. Вспомним просто в большинстве случаев свои собственные переживания, чтобы понять, что рассудок тут не в силах понять, рассказать и заменить самого главного. Это то, что дает только чувство любви, чувство кровной органической связи. Правильно отмечают, что «каждый кусок хлеба, съедаемый ребенком, если ему дает его любящая мать, становится для развития любви в дитяти и его деятельности совсем иным, чем если бы он нашел этот кусок на улице или получил из чужих рук». (Труды 1=го Всероссийского съезда по семейному воспиатнию. – Т.1.- С. 21) Объяснение этого кроется отчасти в том, что этот кусок хлеба перестает быть безличным объектом и оказывается напоенным трудом и соками живого близкого человека. (с. 207) К этому присоединяется еще и то, что многие и многие свои действительные нужды и потребности маленькие дети не только не могут высказать, но и не могут ясно осмыслить их. Чужой человек даже во всеоружии педагогического знания и любви к детям никогда не поймет их так, как отгадает их мать, и притом раньше, чем их заметил сам ребенок, потому что ей помогают настоящий неподдельный природный инстинкт и материнское чутье. Только мать может дать настоящую осчастливливающую ласку и привет и сердцем подметить, когда в ее участии чувствуется жизненная нужда.
Все эти соображения по поводу того, как нужна детям семья и особенно мать, находят яркое подтверждение в том, что естественное материнское кормление грудью оказывается почти несравненно лучше, чем искусственное питание. <.„>
Но это изначальное единство детей и матери или родителей нужно не только детям, но не меньше, если не больше, нужно и матери, нужно и взрослым людям. Природа узаконила эту органическую связь в зачатии, созревании и кормлении ребенка. Семья является истинным продуктом женской души. <...> Одна из величайших и лучших задач женщины, в которой ее никто заменить не может, это — не только физическое, но и духовное материнство. <...>
Женщина вполне справедливо протестует против попытки обратить ее в наседку и запереть исключительно в рамки семейной жизни, но это не повод переходить в другую крайность и совершенно исключать семью и свой материнский долг. Мы глубоко убеждены, что надежды на широту и простор личной жизни — для женщины особенно — без детей и отношения к ним представляют собой плод грубой роковой жизненной ошибки.
У большинства людей держится глубокое заблуждение, что если их освободить от всех обязанностей и связей, то они будут счастливы. На самом же деле, если бы это совершилось в полной мере, то жизнь неминуемо обратилась бы в пустыню. В частности, и у обязанности воспитания своих детей есть много своих радостей, есть другая сторона: это — связь через детей с жизнью, сознание, что мы нужны жизни и она нужна нам. Конечно, большое количество детей нежелательно во всех отношениях, прежде всего с точки зрения интересов самих детей, но мы никогда не должны отказываться от них совсем, иначе культурное общество пойдет к своей гибели. <...>
Став матерью, женщина уже реально исключает возможность относиться к себе только как к самке, только в грубых половых интересах. Она обретает тут свое высшее человеческое достоинство, подымающее ее — даже в условии ее духовной ограниченности — на недосягаемую высоту. Таков смысл слова «мать». (с. 208) Отнимите детей, предоставьте взрослых самим себе, и вы выплывете на простор грубейшего произвола и распущенности, в которых, как на костре, сгорит наше физическое и духовное здоровье. <...>
Когда отец или мать совершает педагогические ошибки, вред их... уравновешивается или смягчается взаимной любовью, кровной связью или просто тесными взаимоотношениями и взаимопониманием родителей и детей. Но когда эти ошибки совершаются чужими людьми, профессиональными педагогами, тогда весь вред их заблуждений ложится полной тяжестью на плечи детей. Более того, дети не только не склонны извинять их и этим смягчать их вредное влияние, но они явно и определенно склоняются к сгущению вины педагога, они подмечают всякие мелочи, и то, что у отца и матери осталось бы вовсе незамеченным, у чужих педагогов в глазах детей вырастает в значительный факт. Жизнь показывает, что дети забывают даже о побоях со стороны родителей и во всяком случае редко сохраняют об этом злое воспоминание, находя большею частью смягчающие обстоятельства, но учителю и воспитателю часто не прощают мелкой обиды. <...>
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния