Элементы семьи как органа воспитания
<...> Нам важно выделить только элементы, наиболее существенные в педагогическом отношении, которые дали бы нам возможность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметить пути жизненного решения этого вопроса. <...>
Прежде всего мы должны отметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи и объединен прежде всего основной целью совместной борьбы за существование. Цель эта, конечно, не единственная, но она — в особенности для массовой семьи — является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. <...> Нет общества без индивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только в обществе и на почве общения. <...> Жизнь в коллективе, открывающем возможность нормального общения с другими людьми, есть не только явление, вытекающее из инстинкта общественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания. ( с.195) Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде, где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальная общественная ячейка, семья. <...>
Там, где выступает воспитатель, он является только заместителем семьи и выступает по ее поручению. Это чрезвычайно важная черта в семье как органе воспитания. В силу естественно установившегося тесного сожительства и сплоченности интересов членов семьи, она открыла широкую возможность воздействия на подрастающее поколение. Самое же главное, в форме семейных связей устанавливалась непрерывная живая связь отдельных поколений и открывалась возможность уберечь человека от необходимости начинать каждый раз свой жизненный опыт заново <...> и передавать от поколения к поколению все увеличивавшееся богатство жизненного опыта и накоплявшихся жизненно необходимых сведений. Только эта экономия человеческих сил и могла открыть человеку возможность оторваться от уровня чисто животного существования. Семья являлась до сих пор основной организацией для передачи жизненного опыта, и именно это и открывало ей широкую возможность воспитательного воздействия; это давало задачу и материал, а путь определялся сам собой естественной формой семейного общения: это — путь подражания, воспитания живым примером, — тот путь, который и до сих пор остается основным, поскольку речь идет о воспитании в противоположность обучению. Все иные формы жизни в сообществе, как общество, государство, товарищество, требуют уже до известной степени созревшего индивида, между тем как семья принимает его со всей его первоначальной беспомощностью. <...>
Не всякая группа лиц способна составить семью. <...> Даже не всякое спаривание или сожительство представителей двух полов создает семью. Это сожительство должно быть дополнено целым рядом других условий, чтобы получить то явление, которое мы в строгом смысле этого слова можем назвать семьей. В числе этих условий необходимо отметить прежде всего громадное значение жилищного объединения. <...> Семья, хотя по существу и духовное явление, нуждается при нормальных условиях в существовании внешнего объединения, как картина в раме. <...> Одним из симптомов разложения семьи или переживаемых ею внутренних неладов, как известно, и является стремление членов ее к раздельной жизни не только духовно, но и с внешней стороны: так расходятся друг с другом муж и жена и родители с детьми. При отсутствии этого внешнего объединяющего начала семья может, конечно, продолжать существовать, но жизнь уже утрачивает свою первоначальную непосредственную целостность. <...> (с. 196) Семья как семья только тогда сохраняет свой нормальный вид и возможность полной нормальной жизни, когда она представляет законченную... и цельную единицу, а для этого нужны не только духовное сплочение, но как базис, как подпочва и соответствующие материальные условия, в числе их на первом месте — жилище, как бы внешнее «квартирное» объединение.
К этим элементам приступает условие, что это объединение осуществляется не только с внешней, но и с внутренней стороны, что это — телесно-духовное объединение. <...> В основе всего лежит органическая связь всех членов, входящих в ее состав. Это прежде всего группа лиц, объединенная рождением и основанным на нем кровным родством. Это и есть тот фактор, который создает целую гамму чувств, крепко связующих входящих в нее отдельных членов семьи. В состав семьи входят прежде всего родители. Это обстоятельство является педагогически чрезвычайно важным, потому что оно говорит о необходимости для полной нормальной семьи сожительства отца и матери. Уклонение или исчезновение одного из родителей обозначает уже более или менее существенное нарушение нормальной жизни семьи. <...> Забота о добывании средств к жизни или особый уклад жизни приводит к тому, что отец не является постоянным членом семьи и дети растут вне всякого воздействия с его стороны. <...> Приходится подчеркнуть здесь, как важно присутствие в семье обоих родителей как постоянных элементов. Их жизнью в семье, характером их отношений определяется в значительной степени и характер жизни семьи и всех отношений внутри нее. Притом нет никакого сомнения, что их воспитательное воздействие далеко не одинаково и каждый из них, отец и мать, вносят наряду с одинаковыми еще свои совершенно особые незаменимые элементы. <...>
Матери должно быть отведено в семье более важное и органически более необходимое место. Она по существу дела... является настоящей душой семьи. <...> Женщина-мать есть то солнце, которое согревает семью; это она приводит в движение глубины человеческой души, пробуждая в ней неразрывно связующие чувства родственной любви и кровных связей. Семья без отца ненормальна, но ее все-таки можно мыслить как жизненное явление, так или иначе способное пробить себе дорогу; семья без матери мыслима только как очень редкое исключение; она является в этом случае даже при самых благоприятных условиях тяжким социальным калекой. Жизнь ее налаживается на сносный лад, только если кому-нибудь из членов семьи (старшей дочери) удается взять на себя и удачно выполнить роль матери, т. е. заполнить этот важный пробел. Эта несравненно большая органическая связь женщины-матери с семьей лучше всего подтверждается той связью, которая уже чисто физиологически устанавливается между матерью и ребенком. (с. 197) Отец долгое время не чувствует и не знает этой связи, он остается в полном неведении, когда мать уже живет единой жизнью с ребенком; эта связь для него устанавливается только через мать, какой бы крепкой ни оказалась в дальнейшем эта связь между отцом и детьми. Отец может и не подозревать о том, что у пего есть ребенок; ведь тысячи так называемых незаконнорожденных детей рождаются так, что отцы их не имеют об этом ни малейшего представления; у матери это абсолютно невозможно: она вынашивает ребенка и девять месяцев неизменно живет с ним единой жизнью. <...>
В нормальную, безболезненно развивающуюся семью входят, кроме мужа и жены, еще и дети, т.е. в семье три участвующих стороны. <...> Дети... служат самым крепким цементом в семейной жизни. Желание и возможность иметь детей является основным условием возникновения прочной жизнеспособной семьи. Этим объясняется и центральное положение женщины в семье, так как она более прочно и близко связана с детьми. <...> На... отношении родителей и детей зиждется как на своем основном устое великая культурная миссия семьи [—] возможность передачи накопленного опыта и человеческих завоеваний от поколения к поколению. <...>
В сущности, бездетное сожительство, даже при условии устойчивых и прочных отношений между мужем и женой, получает характер семьи только в том случае, если оно носит не только устойчивый половой характер, но и является маленьким духовно-трудовым сообществом, обеспечивающим не только взаимную поддержку, но и возможность прокормления и воспитания детей. <...> Одни любовные отношения по существу не способны дать гарантии устойчивости семьи, потому что они вообще стоят вне всяких обязательств: любовь не подчиняется правилам и требованиям. <...> Бездетная семья оказывается наименее прочной и жизнеспособной. <...> Договорная, обязательная сторона брака... возникла и имеет смысл именно как защита интересов детей [—] этого третьего элемента семьи. Этот элемент особенно важен как усиление того духовного единства, которое должно существовать во всякой нормальной семье. <...> Семья нуждается не только в жилищном, не только в инстинктивном, родственном отношении, но она прежде всего явление духовного порядка. Она живет внутри себя более или менее объединенной, особой, цельной, духовной атмосферой. В этом смысле нормальная семья есть законченная целая духовная единица. <...>
Семья не только духовное единство, но она непременно должна быть духовно-нравственным сообществом. Этот свой характер семья обнаруживает даже тогда, когда жизнь ее, в целом направлена на голую борьбу за существование, потому что внутри ее, даже при пониженном уровне семьи, господствует забота о других сочленах семьи: муж-отец думает и заботится не только о пропитании самого себя, но также и о жизни своей жены и детей; мать-женщина живет заботой о муже и детях; дети, хоть отчасти, приучаются на примере родителей к мысли и сознанию, что в жизни нужно не все усилия затрачивать на себя, но много давать и другим людям, в особенности близким. (с.198) Чувство любви к матери и отцу и благодарности за заботу и защиту способно стать плодотворным питомником целой гаммы альтруистических чувств. Вся эта сторона жизни зиждется на прочном фундаменте кровного родства и поддерживается таким могучим фактором, как родительский инстинкт. У человека этот фактор становится тем более значительным, что он переносится в плоскость ясного одухотворенного претворения в нашем сознании, — это то, чего нет у животных. <...> Семья... вынуждена проявлять в своей жизни значительную долю эгоизма; но эта сторона выявляется только вовне, а центр внимания детей и педагогики переносится внутрь ее.
В этой внутренней своей жизни семья при нормальных условиях несет в себе очень важный альтруистический момент. На глазах детей протекает жизнь родителей, к которым каждый день жизни семьи предъявляет большие альтруистические требования, требования известного самопожертвования, требования отдать свои силы другим существам, своим детям; отчасти те же требования, хотя и в несколько пониженном виде, предъявляются и к детям. Этот нравственный элемент очень важен для нормальной жизни семьи, и замена непосредственных деятелей, отца и матери, наемными заместителями, боннами, нянями, гувернерами и т.д., способна внести большое разрушение в семью. <...> Основываясь на авторитарном принципе, семья предъявляет к своим членам требование необходимого подчинения, послушания, солидарности и известных социальных привычек и воспитывает не только авторитетом, но и любовью, и взаимным доверием. <...> Даже тогда, когда семья как целое в своей внешней деятельности вступает на путь преступления, она обыкновенно внутри себя стремится сохранить и часто сохраняет альтруистические отношения. <...> В такой семье члены ее продолжают жить с сознанием своего права предъявлять друг к другу такие требования.
Только развивающаяся на этой почве сложная группа чувств и лежащая в основе семьи духовно-нравственная связь придают ей ту устойчивость и постоянство, без которых семья не семья. Половая связь в чистом виде сама по себе ничем не гарантирует этих свойств; может быть, будет более правильно утверждать, что половые влечения, предоставленные самим себе, скорее могут увести в обратную сторону, именно в сторону непостоянства и даже быстрых смен. Это в особенности важно осознать, поскольку речь идет о семье как органе воспитания; только тот брак способен привести к образованию нормальной семьи и сделать ее способной выполнить роль органа воспитания, который устойчив и постоянен, (с.199) т.е. который является длительным союзом мужчины и женщины. <...> Свободный брак или свободная семья в сущности ни то ни другое, потому что он исключает всякую прочную связь. <...>
Семья должна предполагать как фундамент для воспитания детей известное постоянство жизненных условий. <...>
Как орган воспитания семья, сохраняющая характер естественного трудового сообщества, сама собой становится хорошей естественной подготовительной школой для формирования характера. Этот элемент ее настолько положительно силен, что способен взять верх даже очень крупными недочетами семейной жизни. Семья как только потребительская единица утрачивает не один, а несколько важных воспитательных факторов. <.,.> Только потребление, сопровождающееся созиданием, производством, воспитывает здоровым образом, потому что труд-созидание освящает наше право на потребление и делает его человечески достойным явлением. В этом смысле семья как маленький трудовой союз, где дети изо дня в день созерцают производительный труд взрослых членов семьи и отчасти могут и сами, по мере сил, участвовать в этом производственном процессе, а не только потреблять, сыграл в истории и воспитании человечества чрезвычайно крупную роль.
Наконец все эти элементы завершаются иногда существующей только в принципе — родительской властью... — которая возглавляет всю эту организацию и скрепляет ее своим авторитетом и чувством ответственности перед собой.,<,..>
Таким образом, рассматривая понятие семьи как органа воспитания в целях выяснения элементов, делающих ее способной выполнить эту роль, мы пришли к следующему выводу: полная семья как орган воспитания это — духовно-нравственный, внутри себя альтруистический, производственно-трудовой союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, основанный на родительской власти и ответственности, обладающий устойчивостью, постоянным характером и связанный в единство не только жилищем и экономической зависимостью, но и группою чувств, основанных на кровном родстве. В действительности, конечно, некоторые условия могут быть и не выполнены, например отсутствие детей, но это уже неполная семья. <...>
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния