logo
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

Хождение и речь ребенка

<...> Правильно развивающийся ребенок начинает ходить и говорить одновременно в начале 2-го года. Но часто встречаются дети, которые еще в 2 года не ходят и не говорят. На первый взгляд кажется, что такое позднее развитие не производит ника­кого вреда ребенку, но при ближайшем рассмотрении оказывает­ся, что от задерживания процессов хождения и речи страдает не только физическое, но и умственное, а следовательно, и нрав­ственное здоровье детей. <...>

Без сомнения, что ребенок, рано ходящий, скучает и каприз­ничает гораздо меньше и пользуется лучшим здоровьем, потому что движенье само по себе развлекает его, а желудок хорошо пе­реваривает и тело достаточно питается. Чем больше движется ре­бенок, тем энергичнее совершаются в нем все отправления тела и тем лучше идет его развитие и тем менее он подвергается болез­ням.

Позднее развитие речи хотя менее вредно общему состоянию ребенка, но все-таки может легко породить в нем каприз, опять-таки вредящий здоровью. Ребенок научается говорить вследствие того, что слышит разговор взрослых. Дитя, с которым отчетливо и часто говорят, скорее научается говорить, нежели тот, с кото­рым мало или дурно говорят. Для того, чтобы научить ребенка подражать звукам взрослых, должно ему их говорить отчетливо, ясно, небольшое количество звуков, но часто одни и те же звуки. <...> Взрослые, окружающие ребенка в это время, должны спо­собствовать не только тому, чтоб ребенок вовремя научился гово­рить, но чтоб он также хорошо научился говорить. Интонация, манера говорить суть качества почти всегда семейные. Если с детьми в семействе говорят в нос, они также обыкновенно говорят в нос, если с ними говорят резко и отчетливо, они выражаются таким же образом. (Причины этого явления отчасти наследственные анатомические изменения органов, а отчасти здесь большую роль играет привычка). <...> Нельзя не согласиться с тем, что оттенок голо­са, интонация остаются на всю жизнь; поэтому важно, чтоб ребе­нок в первые годы детства слышал ясную, отчетливую речь с вер­ной, резкой интонацией. Особа, которая заикается или картавит, никак не должна учить детей говорить.

Упомянем здесь об общепринятой привычке взрослых, задер­живающей значительно правильное развитие речи у ребенка, го­ворить с детьми по-детски, лепетать или лучше картавить. (с. 233) Дети по недоразвитости их органов речи, не произносят совсем неко­торых звуков, заменяют их в слышанном ими слове другими зву­ками, иногда перемещают слоги в словах, смотря по тому, какие слоги резче выделились из слова, которое им говорят или какое они лучше запомнили, а иногда вставляют совершенно чужие слоги, что изменяет совершенно все слово. Взрослые перенимают у детей их манеру говорить и, если хотят быть особенно ласковы­ми с ними, коверкают слова, лепечут с ними по-детски, думая быть приятнее этим ребенку или сделаться ему понятнее. Здесь выходит, что не взрослый учит ребенка говорить, а ребенок учит взрослого говорить по-своему. Вред очевиден. Ребенок долго лепе­чет, потому что с ним картавили, а когда в него вкоренилась привычка произносить слова известным образом, ему надоедают поправками и приказаниями произносить слова верно. Между тем, если всегда говорить с ребенком верно, называть вещи их настоя­щим названием, а не подставным, он мало-помалу усовершен­ствуется в своей речи, отбрасывает старые формы выражения и принимает те, которые слышит постоянно. <...>

Следует также обратить внимание на то, чтобы ребенок не слы­шал поверхностной, скороспешной речи, чтобы он не глотал слоги в средине или в конце слов. <...> Невнятность речи замечается больше у избалованных детей, которым стоит только рот раскрыть и процедить слова сквозь зубы, чтоб поклонники их поспешили исполнить их желание или повеление. А сколько в школах тратит­ся дорогого времени на приказания: говорите внятнее, говорите громче, не спешите и т.д. <...>

Дитя, поздно говорящее, не может выражать словом свои же­лания. Знаки его не всегда угадывают, потому что оно уже нахо­дится в таком возрасте, когда не пользуется полной, постоянной внимательностью взрослых. Оно неудовлетворенно, оно хнычет, плачет, — тогда только взрослые, спохватясь, спешат удовлетво­рить его, и вот начало каприза и упрямства. Дитя, которое говорит во время, пользуется лучшею памятью, ибо виденную вещь назы­вает само много раз и уже знает ее навсегда; оно выражает словом все свои чувства, желания, мысли, вся его внутренняя жизнь рас­крыта, и воспитатель может руководить ею во всякое время. <...>