Хождение и речь ребенка
<...> Правильно развивающийся ребенок начинает ходить и говорить одновременно в начале 2-го года. Но часто встречаются дети, которые еще в 2 года не ходят и не говорят. На первый взгляд кажется, что такое позднее развитие не производит никакого вреда ребенку, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что от задерживания процессов хождения и речи страдает не только физическое, но и умственное, а следовательно, и нравственное здоровье детей. <...>
Без сомнения, что ребенок, рано ходящий, скучает и капризничает гораздо меньше и пользуется лучшим здоровьем, потому что движенье само по себе развлекает его, а желудок хорошо переваривает и тело достаточно питается. Чем больше движется ребенок, тем энергичнее совершаются в нем все отправления тела и тем лучше идет его развитие и тем менее он подвергается болезням.
Позднее развитие речи хотя менее вредно общему состоянию ребенка, но все-таки может легко породить в нем каприз, опять-таки вредящий здоровью. Ребенок научается говорить вследствие того, что слышит разговор взрослых. Дитя, с которым отчетливо и часто говорят, скорее научается говорить, нежели тот, с которым мало или дурно говорят. Для того, чтобы научить ребенка подражать звукам взрослых, должно ему их говорить отчетливо, ясно, небольшое количество звуков, но часто одни и те же звуки. <...> Взрослые, окружающие ребенка в это время, должны способствовать не только тому, чтоб ребенок вовремя научился говорить, но чтоб он также хорошо научился говорить. Интонация, манера говорить суть качества почти всегда семейные. Если с детьми в семействе говорят в нос, они также обыкновенно говорят в нос, если с ними говорят резко и отчетливо, они выражаются таким же образом. (Причины этого явления отчасти наследственные анатомические изменения органов, а отчасти здесь большую роль играет привычка). <...> Нельзя не согласиться с тем, что оттенок голоса, интонация остаются на всю жизнь; поэтому важно, чтоб ребенок в первые годы детства слышал ясную, отчетливую речь с верной, резкой интонацией. Особа, которая заикается или картавит, никак не должна учить детей говорить.
Упомянем здесь об общепринятой привычке взрослых, задерживающей значительно правильное развитие речи у ребенка, говорить с детьми по-детски, лепетать или лучше картавить. (с. 233) Дети по недоразвитости их органов речи, не произносят совсем некоторых звуков, заменяют их в слышанном ими слове другими звуками, иногда перемещают слоги в словах, смотря по тому, какие слоги резче выделились из слова, которое им говорят или какое они лучше запомнили, а иногда вставляют совершенно чужие слоги, что изменяет совершенно все слово. Взрослые перенимают у детей их манеру говорить и, если хотят быть особенно ласковыми с ними, коверкают слова, лепечут с ними по-детски, думая быть приятнее этим ребенку или сделаться ему понятнее. Здесь выходит, что не взрослый учит ребенка говорить, а ребенок учит взрослого говорить по-своему. Вред очевиден. Ребенок долго лепечет, потому что с ним картавили, а когда в него вкоренилась привычка произносить слова известным образом, ему надоедают поправками и приказаниями произносить слова верно. Между тем, если всегда говорить с ребенком верно, называть вещи их настоящим названием, а не подставным, он мало-помалу усовершенствуется в своей речи, отбрасывает старые формы выражения и принимает те, которые слышит постоянно. <...>
Следует также обратить внимание на то, чтобы ребенок не слышал поверхностной, скороспешной речи, чтобы он не глотал слоги в средине или в конце слов. <...> Невнятность речи замечается больше у избалованных детей, которым стоит только рот раскрыть и процедить слова сквозь зубы, чтоб поклонники их поспешили исполнить их желание или повеление. А сколько в школах тратится дорогого времени на приказания: говорите внятнее, говорите громче, не спешите и т.д. <...>
Дитя, поздно говорящее, не может выражать словом свои желания. Знаки его не всегда угадывают, потому что оно уже находится в таком возрасте, когда не пользуется полной, постоянной внимательностью взрослых. Оно неудовлетворенно, оно хнычет, плачет, — тогда только взрослые, спохватясь, спешат удовлетворить его, и вот начало каприза и упрямства. Дитя, которое говорит во время, пользуется лучшею памятью, ибо виденную вещь называет само много раз и уже знает ее навсегда; оно выражает словом все свои чувства, желания, мысли, вся его внутренняя жизнь раскрыта, и воспитатель может руководить ею во всякое время. <...>
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния