logo
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

Семья как воспитательная сила

1 Сикорский И. А. Семья как воспитательная сила // Педагогическая хрестома­тия / Сост. К. Ельницкий. — 2-е. изд. - СПб., 1914. - С. 68.

За исключением небольшого числа талантливых детей, все ос­тальные нуждаются в воспитательной помощи и воспитательном содействии для своего умственного развития. Такое содействие может быть дано семьей, правильно организованной. Эта самая естественная воспитательная среда. Все другие воспитательные учреждения — ясли, приюты, детские сады, школы — представляют только суррогаты семьи, и польза их... (взамен родителей) оп­ределяется тем, насколько они приближаются к семье. (с.211) В раннем детстве воспитательное воздействие семьи незаменимо. Важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность: детский сад, ясли, школа воспитывают сред­него ребенка, среднюю, шаблонную душу, но не могут надлежа­щим образом вырастить индивидуальность. <...> Истинное разви­тие индивидуальности осуществимо только в семье.

Дети представляют собою нервно-психическое продолжение ро­дителей и предков в физиологическом значении этого слова и носят на себе отпечаток родовых семейных свойств. Особенные отличи­тельные качества ребенка и оттенки душевных дарований ума и чув­ства, — другими словами, индивидуальность дитяти находит в род­ной семье свою естественную почву, вернее и лучше понимается ею и потому легче и правильнее культивируется. Родители более всех других людей способны понять индивидуальность своих детей, пото­му что она есть отражение их собственных свойств. Родители продол­жают жить в детях —- это не метафора только, но реальность.

И. А. Сикорский