Об умственном и нравственном развитии ребенка
Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка разделяется на два крупных русла или течения — умственное и нравственное течение, или умственное и нравственное развитие сил дитяти. (с.213) Хотя оба русла идут близко, но они ясно разделены одно от другого, и поэтому их удобнее рассмотреть каждое порознь. Однако же с течением времени, в особенности к концу отроческого периода (12—14 лет), оба русла заметно сближаются, а с наступлением юности умственное и нравственное развитие сливаются в один общий процесс высшего духовного роста, высшего органического развития интеллектуальных и нравственных сил. В этом объединенном течении сливаются между собою умственное и нравственное начала, а вместе с тем и самые элементы физического и психического развития до такой степени между собою сближаются, что дают один нераздельный художественный образ свежей, чистой, благородной, действенной юности.
Но в первые годы детства умственное и нравственное развитие не только не идут параллельно одно по отношению к другому, но и самый ход каждого из них совершается скачками, порывами, с преобладанием тех или других сторон. В раннюю пору детства односторонность и отклонения еще более заметны, чем в дальнейших периодах жизни ребенка.
Самое раннее детство (первые годы жизни) носит на себе общий отпечаток неприятного самочувствия, которым переполнена жизнь новорожденного. Ребенок в эту пору, по справедливому замечанию Прейера, испытывает гораздо более неприятных чувств, чем наоборот — часто плачет и выражает почти страдание. Это — период приспособления дитяти к новым условиям жизни и новому способу питания, к иной окружающей среде, к утомительному беспрерывному воздействию внешнего мира, этого беспокойного мира звуков, красок, колебаний температуры и других влияний новой среды, в которую ребенок вступает с момента рождения. Только с 4 — 5 месяца жизни у дитяти заметно выступает иной разряд явлений: дитя обнаруживает умственный интерес, наблюдает, жадно воспринимает внешние впечатления. Мир чувства у дитяти как бы отступает на второй план, а умственная жизнь и умственное развитие становятся самым выдающимся, самым преобладающим явлением. Но затем, в течение 2 — 3 года жизни чувство, эмоциональное развитие снова выступают с полной очевидностью: дети в это время чувствительны к ласке, к обиде, к невниманию и часто восприимчивы и очень чутки ко всем влияниям, действующим на чувство. <...>
Окружающая дитя природа и люди и вся ближайшая семейная атмосфера, среди которой протекает жизнь дитяти, оказывают большое влияние на пластичную, отзывчивую душу и чуткие нервы дитяти. Однако же не нужно преувеличивать значение этого внешнего фактора; необходимо принять во внимание силу и действие другого начала, которое сказывается уже с первых дней жизни дитяти. Мы говорим о врожденной нервно-психической организации ребенка. Этот фактор... составляет одну из самых глубоких основ характера человека. (с. 214) Можно сказать даже, что склад характера, органические черты и особенности будущего человека, которого мы воспитываем с пеленок, зависят, быть может, более от указанного прирожденного начала, чем от тех впечатлений или от той среды и атмосферы, в которой вращается дитя. В самом деле это так! <...> Не нужно, впрочем, усматривать в явлениях наследственности фатального условия, которым все предопределяется, напротив: в прирожденной нервно-психической организации содержится только предрасположение. Если это предрасположение не утилизировано, если дарованиям не дано надлежащего развития, они далеко не достигают той, не имеющей границ, высоты, какая для них возможна в силу природных свойств. Здесь выступает и сказывается высокое значение упражнения, великая польза развития ума и его воспитания: прирожденный талант может быть закопан и погребен в земле или, наоборот, может принести стократный и тысячекратный плод, если ему дано развитие. Таково в действительности соотношение между предрасположением и фактическим осуществлением его. С предрасположением необходимо считаться, его надлежит принимать в соображение в деле воспитания, направляя его в помощь нашим воспитательным заботам или, наоборот, устраняя и ослабляя его силу разумными приемами воспитания. Ввиду этого уже одно знание о фактическом или вероятном существовании тех или иных особенностей ума или характера детей имеет важное значение.
Детям передаются от родителей и предков не одни черты телесной организации: цвет кожи, внешние формы, красота, — но равным образом передаются и нравственные свойства — хорошие и дурные особенности характера, и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований. Все, что есть достойного и ценного в этом живом наследии, должно быть сбережено, укреплено и развито воспитанием, а все отрицательное, болезненное, худосочное подлежит исправлению и устранению. Семейное воспитание имеет свое высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание. Индивидуальности дитяти никто не поймет, никто не оценит так, как то сделают люди близкие. С другой стороны, никто не может так верно оценить недостатки и отрицательные стороны в детях, как это могут сделать посторонние, — что в особенности доступно школе. Родители должны поэтому отнестись вдумчиво и с доброй совестью и к тому, и к другому источнику ознакомления со своими собственными детьми. Детей необходимо знать, и это первый долг родителей; знание укажет путь здорового воспитания. (с. 215)Достижению надлежащей объективности в оценке своих детей много поможет родителям наблюдение над чужими детьми, поможет также и спокойное признание того факта, что высшие идеальные качества, которые мы желали бы встретить в наших детях, так же редки, как редка истинная красота. Пользуясь этим сравнением, мы можем смягчить высказанный сейчас категорический приговор указанием на тот несомненный факт, что насколько физические черты недоступны крупным переменам и улучшениям, настолько, наоборот, здоровье и нравственные черты могут быть улучшены, возвышены и усовершенствованы воспитанием. <...>
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния