logo
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

Об умственном и нравственном развитии ребенка

Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка раз­деляется на два крупных русла или течения — умственное и нрав­ственное течение, или умственное и нравственное развитие сил дитяти. (с.213) Хотя оба русла идут близко, но они ясно разделены одно от другого, и поэтому их удобнее рассмотреть каждое порознь. Однако же с течением времени, в особенности к концу отроче­ского периода (12—14 лет), оба русла заметно сближаются, а с наступлением юности умственное и нравственное развитие сливаются в один общий процесс высшего духовного роста, выс­шего органического развития интеллектуальных и нравственных сил. В этом объединенном течении сливаются между собою ум­ственное и нравственное начала, а вместе с тем и самые элемен­ты физического и психического развития до такой степени между собою сближаются, что дают один нераздельный художествен­ный образ свежей, чистой, благородной, действенной юности.

Но в первые годы детства умственное и нравственное развитие не только не идут параллельно одно по отношению к другому, но и самый ход каждого из них совершается скачками, порывами, с преобладанием тех или других сторон. В раннюю пору детства од­носторонность и отклонения еще более заметны, чем в дальней­ших периодах жизни ребенка.

Самое раннее детство (первые годы жизни) носит на себе об­щий отпечаток неприятного самочувствия, которым переполнена жизнь новорожденного. Ребенок в эту пору, по справедливому замечанию Прейера, испытывает гораздо более неприятных чувств, чем наоборот — часто плачет и выражает почти страдание. Это — период приспособления дитяти к новым условиям жизни и ново­му способу питания, к иной окружающей среде, к утомительно­му беспрерывному воздействию внешнего мира, этого беспокой­ного мира звуков, красок, колебаний температуры и других вли­яний новой среды, в которую ребенок вступает с момента рожде­ния. Только с 4 — 5 месяца жизни у дитяти заметно выступает иной разряд явлений: дитя обнаруживает умственный интерес, наблю­дает, жадно воспринимает внешние впечатления. Мир чувства у дитяти как бы отступает на второй план, а умственная жизнь и умственное развитие становятся самым выдающимся, самым пре­обладающим явлением. Но затем, в течение 2 — 3 года жизни чув­ство, эмоциональное развитие снова выступают с полной оче­видностью: дети в это время чувствительны к ласке, к обиде, к невниманию и часто восприимчивы и очень чутки ко всем влия­ниям, действующим на чувство. <...>

Окружающая дитя природа и люди и вся ближайшая семей­ная атмосфера, среди которой протекает жизнь дитяти, оказы­вают большое влияние на пластичную, отзывчивую душу и чут­кие нервы дитяти. Однако же не нужно преувеличивать значение этого внешнего фактора; необходимо принять во внимание силу и действие другого начала, которое сказывается уже с первых дней жизни дитяти. Мы говорим о врожденной нервно-психиче­ской организации ребенка. Этот фактор... составляет одну из самых глубоких основ характера человека. (с. 214) Можно сказать даже, что склад характера, органические черты и особенности будущего человека, которого мы воспитываем с пеленок, зависят, быть может, более от указанного прирожденного начала, чем от тех впечатлений или от той среды и атмосферы, в которой вращает­ся дитя. В самом деле это так! <...> Не нужно, впрочем, усматри­вать в явлениях наследственности фатального условия, которым все предопределяется, напротив: в прирожденной нервно-пси­хической организации содержится только предрасположение. Если это предрасположение не утилизировано, если дарованиям не дано надлежащего развития, они далеко не достигают той, не имеющей границ, высоты, какая для них возможна в силу при­родных свойств. Здесь выступает и сказывается высокое значение упражнения, великая польза развития ума и его воспитания: при­рожденный талант может быть закопан и погребен в земле или, наоборот, может принести стократный и тысячекратный плод, если ему дано развитие. Таково в действительности соотношение между предрасположением и фактическим осуществлением его. С предрасположением необходимо считаться, его надлежит при­нимать в соображение в деле воспитания, направляя его в по­мощь нашим воспитательным заботам или, наоборот, устраняя и ослабляя его силу разумными приемами воспитания. Ввиду этого уже одно знание о фактическом или вероятном существовании тех или иных особенностей ума или характера детей имеет важ­ное значение.

Детям передаются от родителей и предков не одни черты телес­ной организации: цвет кожи, внешние формы, красота, — но равным образом передаются и нравственные свойства — хорошие и дурные особенности характера, и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований. Все, что есть достойного и цен­ного в этом живом наследии, должно быть сбережено, укреплено и развито воспитанием, а все отрицательное, болезненное, худо­сочное подлежит исправлению и устранению. Семейное воспита­ние имеет свое высокое значение в том отношении, что в интим­ном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание. Индивидуаль­ности дитяти никто не поймет, никто не оценит так, как то сде­лают люди близкие. С другой стороны, никто не может так верно оценить недостатки и отрицательные стороны в детях, как это могут сделать посторонние, — что в особенности доступно шко­ле. Родители должны поэтому отнестись вдумчиво и с доброй совестью и к тому, и к другому источнику ознакомления со сво­ими собственными детьми. Детей необходимо знать, и это первый долг родителей; знание укажет путь здорового воспитания. (с. 215)Дости­жению надлежащей объективности в оценке своих детей много поможет родителям наблюдение над чужими детьми, поможет также и спокойное признание того факта, что высшие идеальные качества, которые мы желали бы встретить в наших детях, так же редки, как редка истинная красота. Пользуясь этим сравнением, мы можем смягчить высказанный сейчас категорический приго­вор указанием на тот несомненный факт, что насколько физиче­ские черты недоступны крупным переменам и улучшениям, на­столько, наоборот, здоровье и нравственные черты могут быть улучшены, возвышены и усовершенствованы воспитанием. <...>