О внешней среде при воспитании
Если при воспитании внешняя обстановка, окружающая ребенка, есть очень важный и влиятельный фактор, то разрешение вопроса, какова наилучшая внешняя среда в педагогическом отношении, имеет громадное значение. Хотя нельзя взять на себя задачу определить в точности и подробно педагогическую внешнюю среду, так как последняя зависит от тысячи неуловимых мелких обстоятельств, (с. 234) изменить которые не всегда в силах человека, но представить общую картину жизни, которая должна окружать ребенка, возможно.
Несмотря на то, что жизнь человеческая дробится и переливается в бесконечно разнообразные формы, можно всякую жизненную обстановку подвести под одну из следующих двух основных форм: ...искусственная или естественная. <...>
Невозможно поставить границу, где начинается искусственная и где кончается естественная жизнь. <...> Для ребенка все то естественно, что он понимает без объяснения, все то, где он может связать причину с действием, с результатом; искусственно же для него все то, что он не может охватить кругозором своего понимания и причина которого, несмотря на всякое пояснение, не делается ему ясною. Дитя, ходящее или перевозящее стул, никогда не спросит: отчего я хожу, отчего стул движется, хотя оно и не понимает физической причины того и другого; но оно чувствует, что, передвигая ноги, оно проходит пространство, и этого ему достаточно. <...> Все простое, понятное есть естественная среда для ребенка, все непонятное, сложное — искусственная среда. Отсюда не следует, что все то, что искусственно, дурно и вредно; рассуждая таким образом, действительно можно дойти до желания дикого, первобытного состояния человека. <...>
Развитие ребенка идет вперед сообразно с его летами и со степенью труда и талантливости, которые окружающие его люди употребляют для того, чтобы продвинуть его вперед. Следовательно, то, что непонятно ребенку в нынешнем году, может ему быть ясным в будущем году, через два года и т.д., когда дитя сделается зрелым, когда для него уже все делается известным и понятным и когда, в смысле педагогическом, для него нет более естественности и искусственности. Следовательно, окружающая среда должна для ребенка меняться, сообразно с его возрастом, постепенно осложняясь. <...>
Все детство можно было бы разделить на периоды, и для всякого назначить приблизительную среду. Переходы, конечно, не могут и не должны быть резкими, как вообще не резок рост и развитие ребенка. Искусство воспитания заключается именно в том, чтобы ставить ребенку всегда соответствующую его развитию среду, которая в состоянии развить его еще дальше. Познание и неумение воспитателей и родителей в этом отношении есть одна из самых вредных педагогических ошибок, и, к несчастью, более неисправимых. Поставьте маленькому, слабому ребенку слишком разнообразную среду, наводняйте его новыми предметами, загружайте его голову разными пояснениями того, что должно ему остаться неизвестным, и вы сделаете ребенка умственно слабым, рассеянным, несамостоятельным и, в конце концов, фатом. (с. 235) Напротив, держите его слишком долго в тесной, ничем не обновля емой среде, обставьте его предметами, над которыми невозможна никакая самодеятельность, и из такого мертвого дома выйдет мертвый притуплённый ребенок, если, помимо желания родителей, не проникал случайно в мрак неподвижности какой-нибудь посторонний жизненный луч. <...>
Спрашивается, какая среда должна считаться наилучшею для маленьких детей, начиная от 3 или 4 лет? До этого возраста дети знакомятся только с предметами внешней среды, и им должно позволять ставить их в какую угодно комбинацию — и больше они ни в чем не нуждаются. Но на четвертом году пора ребенку иметь какую-нибудь правильную, полезную для него деятельность. Приближение этого периода очень заметно в нормальном ребенке; он часто скучает, не знает, что делать, любимые его прежние занятия уже не возбуждают в нем такого интереса, как прежде. Скажите ребенку: строй из кубиков, вырезай, он откажется или нехотя возьмется; но затейте какое-нибудь необычайное для него дело и позвольте ему участвовать в нем — и глазенки его заблестят от радости, во всех движениях проявляется энергия и бодрость. Теперь вопрос в том, какие же это дела так нравятся маленькому, желающему работать ребенку? Дела эти самые несложные с самыми несложными предметами. <...> Это занятия суть те, которые называются хозяйственными в общежитии, но в сущности это суть те процессы, посредством которых мы удовлетворяем нашим первым, насущным потребностям: потребностям голода, жажды, удобства и т.д. Нет для маленького ребенка лучшего занятия, нежели занятие по хозяйству.
Выполняя хозяйственные занятия, он серьезно трудится, ибо труд его не пропадает даром, он приносит пользу ему самому и другим. Это не то, что строение из кубиков, разрушающееся ежеминутно, или разрезание бумаги, которая бросается в печь, или плетение никому не нужных плетенок. Это совсем другое, и ребенок отлично чувствует это. Исполняя хозяйственные занятия, он занят соответственным его силам и приятным ему трудом. Механическая часть работы развивает его физическую силу, немеханическая развивает его сметливость, ловкость и способность целесообразной деятельности. И таких хозяйственных занятий можно насчитать очень много. <...>
Неизменная педагогическая истина говорит: воспитатель должен быть неразлучен с воспитанником и должен во всем подавать ему пример.
Мать или воспитательница должна сама делать все то, что она находит полезным, чтобы ее ребенок делал. Последний, видя взрослого за неизвестным занятием, вызывается сам делать то же самое, следовательно, не нужно никакого приказания или просьбы со стороны взрослых. Великая польза в том, чтоб дитя само почувствовало желание что-либо выполнить, а чтоб его не гнали ежеминутно от одного дела к другому. (с. 236) Хозяйственные занятия, кроме вышеизложенных педагогических выгод, имеют еще то преимущество, что они всегда возбуждают желание ребенка участвовать в работах, не продолжаясь слишком долго, увенчиваются всегда успехом, т.е. конечным результатом, и применяются к жизни, не утомляют детей и поощряют их закончить, довершить начатое дело.
Сорокин Питирим Александрович (1889- 1968) ,
социолог и социальный психолог.
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния