Воспитание воли и характера ребенка
(Нравственное развитие)
Характер человека определяется не широтою или силою его ума, но развитием чувств и силою воли. Ум гораздо меньше оказывает влияния на действия и направление жизни человека, нежели его чувства и воля. (с.221) В развитии ума содержится скорее формальное начало жизни, чем ее содержание. В развитии же чувства лежат глубочайшие корни направления всей жизни, а сила воли дает орудие для осуществления жизненных задач и целей. Из этого следует, что развитие чувства должно составить одну из самых важных сторон воспитания не только в дошкольный период, но и в самой школе. Воспитанием чувства мы стараемся не только развить силы, как это мы делаем в отношении ума, но стремимся раскрыть и укрепить в ребенке нечто наиболее возвышенное, благородное, чистое, нравственное. В этом отношении ни одна сторона душевной жизни не соприкасается так близко с задачами и целями нравственности, как воспитание чувства. <...>
1. Развитие и воспитание чувства. В ряду душевных способностей (ум, чувство, воля) чувство отличается наибольшей устойчивостью и косностью. Оно не так подвижно и изменчиво, как мысль, оно глубже основывается в душе, для его насаждения и искоренения требуется больше времени и действия в сравнении с другими психическими процессами, оно оказывает большее влияние на всю нервную систему и на все телесные процессы. Наконец, оно гораздо чаще передается наследственным путем, чем сила воли или умственные способности. По всем этим основаниям воспитание чувства — задача существенной важности. Чем более ранние периоды детства мы рассматриваем, тем меньше мы встречаем чувства и тем более находим у ребенка элементарных чувственных ощущений, связанных с чисто физическою жизнью. В это время нет и речи о таких чувствах, как симпатия, привязанность, даже нет страха, удивления, ожидания — ничего подобного у крошечного дитяти и у новорожденного мы не встречаем, но мы найдем у него жажду, голод, боль и выражение общего неудовольствия. Эти простейшие элементарные чувства стоят на страже физической жизни дитяти. Но шаг за шагом из этих простейших физических корней вырастают более сложные чувства, затем возникают высшие чувства, которые станут на страже нравственной жизни, как великая сила, охраняющая высшие требования и проявления души. <...>
Чувство неприятного вызывает у дитяти ряд беспокойных движений, крик и слезы. Чувство приятного обнаруживается спокойными движениями, широким открытием глаз, спокойным выражением личика. <...> Полное неприятностей и страданий начало жизни ребенка в этом мире дает истинную цену его радостям. Уже одно прекращение страданий открывает другую сторону жизни, а удовлетворение скромных потребностей дитяти дает ему первые радости. Эти первые уроки жизни навсегда остаются полезными, ибо и в дальнейшем течении человека ждут и радости и горести, и отдых и труд. Без этих противоположностей нет жизни, и не было бы чувства. (с. 222) Благодаря своей противоположности чувства носят в себе источник или заманчивости, или предостережения и являются началом, направляющим нашу жизнь, наши познания и нашу волю. В позднейшем развитии чувство продолжает носить на себе эти два противоположных отпечатка и все позднейшие чувства относятся то к той, то к другой категории. Оттого первые уроки жизни остаются ценными на всю жизнь: мы должны уметь страдать, чтобы понимать и ценить радости. Это основное правило психической жизни составляет и корень ее прогресса. <.„>
Эстетическое чувство свойственно даже животным. <...> Дитя может получать элементарные уроки эстетических впечатлений из области звуков, тонов и форм. К числу эстетических впечатлений должна быть отнесена и та симметрия, которая лежит в основании порядка и аккуратности. Чистота, опрятность, порядок должны быть постоянно пред взором дитяти. Крик, резкий тон, грубые впечатления, беспорядок и неряшливость не должны оскорблять глаза и ухо дитяти.
К началу второй половины первого года жизни начинаются те чувства, которые общи человеку и животным и которые мы стараемся воспитанием подавить, или, вернее, преобразовать, в иные, благороднейшие эмоции. К таким чувствам относятся гнев и страх. Оба чувства представляют собою душевное состояние, унаследованное с первобытных биологических времен, поэтому они глубоко укоренились, крепко держатся и требуют воспитательных воздействий для своего подавления и преобразования. <...>
Умственные успехи дитяти раскрывают и выясняют действительное значение чувства и его применение, а поведение старших показывает реальные модели, в которых отличаются чувства предшествующих поколений. Результат воспитания чувства у детей будет в зависимости от этих условий. Понятно, какая серьезная задача и какой великий долг лежит на старших поколениях. Нравственное воспитание подрастающих поколений — это всеобщий, основной долг человечества, это высшее и благороднейшее осуществление закона наследственности.
Важное значение в деле воспитания имеет развитие у ребенка чувств альтруистических или симпатии. Чувство это относится по своему существу к области нравственных, лежащих за пределами личности. Чем меньше ребенок, тем более он эгоистичен. Правда, эгоизм дитяти есть следствие его непонимания или, вернее, отсутствия разумения. Лишь при дальнейшем умственном развитии, когда дитя начинает уразумевать последствия своих действий, когда в нем возникает совесть, эгоизм и альтруизм выступают в его жизни как действительно противоположные начала. В эту пору эгоизм дитяти уже получает нравственное значение, и воспитание дитяти должно противопоставлять ему чувство любви и симпатии. (с.223) Осуществление этой задачи облегчается тем, что у ребенка — и в этом глубоко сказывается наследственность — уже очень рано появляются признаки развития чувства симпатии и в особенности сострадания.
Быть может, то обстоятельство, что дети сами в начале жизни много страдают, делает их способными рано понимать страдания других. Уже и к концу первого года дети выражают свое сочувствие взрослому, если он страдает или делает вид, что страдает. Хотя в эту пору чувства дитяти носят преходящий, эфемерный характер и лишены глубины и устойчивости, но самый характер чувства и его раннее возникновение не подлежат сомнению.
Вероятно, раннему появлению чувства симпатии много содействует подражание, навеваемое ласками, заботами и любовью к дитяти со стороны окружающих его. <...> Оно способно уже очень рано понимать чувства других и перенимать их или обучаться им подражательно. В этом факте содержится указание на великую важность не только воспитания чувства у детей, но и нашего собственного самовоспитания для пользы наших детей.
Чувства интеллектуальные развиваются у дитяти также очень рано. Уже к концу первого года, в особенности тогда, когда ребенок успеет ознакомиться с состоянием внутреннего внимания, у него начинается та радость, которою сопровождаются поиски за истиной и достижение ее; на втором году жизни это чувство ясно выражается. Дитя становится пытливым и любознательным искателем истины и новых знаний, и самое это стремление сопровождается сладким, захватывающим чувством интереса и новизны впечатлений. Нередко можно наблюдать, что дети, проснувшись, сами с собою шепчутся, занятые воспоминаниями, и спокойно-радостные от тех усилий, какие дает мыслительная работа, когда она увенчается результатом припоминания. <...>
Чувство существенным образом определяет характер человека и отражается на всех сторонах жизни, в том числе и на умственной, а потому правильное развитие чувства является одной из важнейших задач воспитания.
По своему влиянию на здоровье и характер человека все чувства, согласно учению Канта, разделяются на две категории: чувства приятные, поддерживающие жизнь, и чувства неприятные, подрывающие и убивающие жизнь. Примерами чувств первого рода служат радость, надежда, чувство чести, благоговение и др. Примерами чувств второго рода — страх, печаль, зависть, досада, забота, неудовольствие, ненависть, сомнение, уныние и др. Человеческий язык давно знаком с указанным неодинаковым влиянием чувств и называет одни чувства оживляющими и ободряющими, другие — леденящими, мертвящими, убийственными. Отражаясь неблагоприятно на здоровье человека, неприятные чувства вместе с тем понижают умственную работоспособность человека на 15 — 25 процентов, и притом на срок от нескольких часов до нескольких дней. <...> (с. 224)
Собственно говоря, развитие и охранение чувства более зависит от семьи и от общества, нежели от школы; однако же и школа может оказать могущественное содействие развитию чувства. Содействие это осуществляется в школе, главным образом, посредством примера и личного влияния воспитателей, а также путем подбора таких сведений, фактов и вообще умственных воздействий, которые, независимо от их пользы для умственного развития, способны вместе с тем содействовать развитию здоровых чувств и подавлению вредных, сообразно естественному ходу эмоционального развития человека. <...>
Задача воспитания и самовоспитания по отношению к чувствам состоит в постоянных попытках и стремлениях обратить порывистые чувства или страсти в чувства медленные с интеллектуальным оттенком, а чувства простейшие или низшие поднять на степень более сложных, высших. Такое превращение чувств свойственно естественному порядку в жизни; так, страх из своей элементарной, полудетской, полуживотной формы воспитанием может быть преобразован в боязнь, т. е. в опасение и предусмотрена зла. Подобным образом, слепой безумный гнев может перейти в негодование и неодобрение зла. Печаль обыкновенно переходит в отчаяние или гнев, но, путем сдерживания и воспитания, возможно обучиться преобразовывать ее в грусть и умиление. Несдерживаемая зависть способна оставаться долгое время в виде безысходного, неподвижного, мучительного и крайне вредного для души чувства, но, путем воспитания, может перейти в достойные формы соревнования. Путем таких преобразований характер человека становится правильным, здоровым, возвышенным. Умственное развитие есть то великое условие, которое способно могущественнейшим образом содействовать правильному росту и преобразованию чувства, и в этом отношении школа может оказать свое нравственно-культурное влияние. Орудиями этого являются:
1) личность наставника;
) воспитательное влияние наук;
) воздействие поэзии и музыки.
Что касается первого условия, то значение его не требует объяснения, а самый факт всеобщего признания учениками типа доброго, любимого учителя указывает на возможность могущественнейшего и обаятельного нравственного воздействия воспитателя на воспитанников. В свою очередь воспитательное значение наук также велико. В них можно найти неисчерпаемый источник нравственного влияния на юную душу. <...>
2. Развитие воли и характера. В ряду душевных способностей воле, по справедливости, должно быть отведено первое место; она составляет заключительную, можно сказать, главнейшую, сторону душевной жизни и является истинной основой характера. Значение человека измеряется тем, что он осуществил, а не тем, о чем он думал. <...> (с. 225) Обыкновенные люди имеют много добрых намерений, но не многие из них осуществляют по причине недостаточного развития воли. Таким образом, воспитание воли должно составлять одну из важнейших задач воспитания человека. <...>
Развитие воли у дитяти происходит столь незаметно и постепенным образом, что невозможно указать момент, когда воля уже началась, как невозможно бы ответить, когда кончилась ночь и начался день. Но практически удобно принять, что воля появляется у ребенка одновременно с сознанием. Следовательно, появление у ребенка сознания и как частного признака его — узнавания может служить внешним наглядным знаком, что воля уже существует. <...>
В беспрерывных свободных движениях ребенка заключается первое условие для развития будущей воли. Те дети, которых няни и матери не спускают с рук, будут обладать, быть может, более развитым (и без сомнения более односторонним) чувством, но несомненно потерпят крупный ущерб в развитии воли, а принимая во внимание великую важность воли, и в духовном развитии вообще. <...>
Если влияние взрослых на детей остается иногда и без действия, то нередко это случается потому, что сам план взят неверно. Напр[имер], иногда, чтобы остановить слезы и крики ребенка, на него тоже кричат или волнуются, отчего и сама педагогическая процедура носит название — «прикрикнуть на ребенка». В этом случае успеха может и не быть, потому что чувство не так легко удалить тем же чувством, но гораздо вернее цель достигается, если для этого прибегнуть к мысли или волевому акту. Если, например, в приведенном примере, вместо волнения и крика, спокойно, тоном убийственной объективности, но с твердой волей сказать ребенку: мы уходим от твоих слез и крика, а когда ты перестанешь плакать, вытри хорошенько глаза от слез и приходи к нам. Часто твердая воля, с которой сказаны эти слова, передается дитяти как готовая модель, как прием, до которого ребенок сам не додумался в эту минуту, а сама мысль об осушении слез посредством платка уже содержит в себе кинестетические (т. е. двигательные) представления. Слезы легче прекратить этим приемом, чем, например, обещанием наград или угрозой наказания. Перспектива наград и наказаний содержит в себе ближайшим образом только ожидание удовольствия или неприятности, между тем в приеме, который мы предлагаем (по Локку), содержится внушение самого движения к обузданию слез. Первый путь и длиннее для ума ребенка и не содержит в себе указаний, как его исполнить и достигнуть цели. Совет Локка полезен не только дитяти, но и взрослому. <...>
К числу общепризнанных средств для укрепления воли у детей относятся прогулки, подвижные игры и закаливание. (с. 226) Они по существу своему составляют группу внешних приемов и должны идти в дополнение к указанным сейчас психологическим приемам. <...>
В сравнении с подвижными играми танцы далеко не имеют такого воспитательного значения. В них психологическому элементу дано гораздо меньше простора сравнительно с ритмичным движением под звук инструмента. Танцы являются, таким образом, более элементарной забавой или упражнением, чем подвижные игры. В танцах есть, конечно, иной элемент, который дает им право гражданства и распространения в обществе. Это скорее игра юношеского возраста, далеко не столь педагогическая, как подвижные игры. <...>
Люди, у которых воля развита недостаточно, являются нерешительными и не могут исполнить предстоящих им жизненных задачи целей. <...>
Гармоническое развитие душевных способностей (т. е. чувства, ума и воли) есть удел талантливых людей. Но и у обыкновенных людей достаточное развитие воли придает наибольшую гармонию и плодотворность силам и характеру человека. Наоборот, недостаточное развитие воли существенно нарушает гармонию души и устойчивость характера, как это можно нередко наблюдать. При слабости воли характер остается лишенным глубины и склонным к усилению чувствительности и к бесплодным волнениям, — что одинаково вредно отражается и на деятельности взрослого и ребенка. Обидчивость и подозрительность взрослых, слезливость, конфузливость детей, их непобедимая застенчивость и беспокойный, изменчивый нрав — все это результаты недостаточного развития воли. <...> Чувства наименее подлежат искусственному развитию, а воля наиболее; умственные способности занимают середину. Следовательно, природа (наследственность) более всего способна наделить человека теми или другими чувствами, а искусство воспитания наиболее сильно в деле укрепления и усовершенствования воли.
В заключение нашего трактата можем формулировать в кратких чертах план развития воли в виде четырех последовательных рядов упражнений.
Первую степень развития воли должны составить упражнения мышечно-осязательные для развития у дитяти кинестетических чувств в возможно раннюю пору его жизни (первые месяцы жизни, начиная с 3 — 4 месяца).
С развитием сознания и воли, т.е. с 4 — 5 месяца жизни, а особенно с конца первого года, необходимо содействовать развитию разнообразных деятельных мышечных упражнений не только легких, но и преимущественно тех, где требуются усилия и напряжения. Этим путем развивается и крепнет чувство воли и самый субстрат ее — физическая сила. (с. 227)
Третья сторона задачи состоит в раннем введении в жизнь дитяти таких приятных впечатлений, которые служили бы побуждением и приманкой к мышечным упражнениям.
Высшую ступень развития составляет обучение ребенка искусству распоряжаться своими мыслями, чувствами и даже готовыми решениями: направлять их, задерживать, приостанавливать.
Этот четвертый ряд представляется естественным, как взятый из природы, а потому он легко прививается к ребенку. Дети скоро и с охотой следуют по этому, истинно педагогическому, пути; и даже дети, предоставленные самим себе, если только они не ослаблены физически, усваивают путь правильного развития воли, руководясь собственным естественным почином. И скорее случается, что взрослые искусственной постановкой воспитания или неразумной опекой сбивают ребенка с правильной дороги. Иногда случается также, что ребенок, лишенный самостоятельной проницательности, вступает на путь одностороннего развития своих сил, а взрослые не замечают своевременно этой ошибки.
А. С. Симонович, Я.М. Симонович
* Симонович Аделаида Семеновна (1844 — 1933) — одна из первых деятельниц общественного дошкольного воспитания в России. В 1866—1868 гг. совместно с мужем Я.М.Симоновичем издавала в Санкт-Петербурге первый журнал по вопросам дошкольного воспитания.
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния