Против исключительного общественного воспитания
<...> Поскольку речь идет о беспризорных и отвергнутых или брошенных родителями детях, не может быть никаких колебаний: они пока что должны быть переданы в ведение общественного воспитания; как бы оно плохо ни было, оно всегда лучше, чем ничто, а тем более если оно будет организовано так, что в нем будут использованы все положительные стороны, которыми без сомнения, обладает общественное воспитание. Но решает ли это весь вопрос? Мы глубоко убеждены, что на этот вопрос надо ответить безусловно отрицательно. <...>
Целый ряд веских оснований заставляет нас решительно выступить против устранения семьи и родителей от задач воспитания. <...> Необходимо помнить, что вопрос об общественном или семейном воспитании неразрывно связан с необычайно сложным вопросом об упорядочении половой жизни, о здоровье, о перенаселении, питании и т.д. <...> Женщина, обеспеченная общественной заботой о детях, и мужчина, свободный от обязанностей по отношению к жене и детям, вступят, вне всякого сомнения, на колею совершенно произвольных неустойчивых отношений со всеми происходящими отсюда тяжкими следствиями для взращивания цельной человеческой личности. <...> (с.203)
Истинная педагогика должна видеть начало воспитания не только не в народной школе, но даже и не в дошкольном периоде. <...> Для здорового вырастания имеет значение нормальное вынашивание ребенка матерью. Отсюда ясно вытекает требование, чтобы при радикально проведенном общественном воспитании женщина в период беременности поступила под строгий общественный контроль. Но необходимо тогда пойти и дальше и отдать себе отчет, что момент зарождения также крайне важен для рождения и воспитания нормальных детей, и следовательно, и сюда должно вмешиваться общество, как этого и требовал последовательный социалист-общественник Платон. Он доверял правителям общества подбор подходящих пар и этим изъял интимную жизнь из области личного усмотрения. <...> Если идти до конца по этому пути, игнорируя потребности личности взрослых, к числу которых принадлежит и потребность в семье и детях, то получится полное уничтожение личности; общество кончит тем, что вторгнется в самые интимные уголки душевной жизни человека и сделает его жизнь невыносимой. <...>
Нам думается, что общественное воспитание в абсолютной форме, устранив семью, не найдет верного пути между крайностями консерватизма и нежизненных новшеств. Апологеты абсолютного общественного воспитания забывают, что насиловать может не только семья, но гораздо более опасным и сильным насильником и консерватором может явиться именно общество. <...>
Общественники всегда предполагают обладание педагогической истиной, которая должна определить весь ход воспитания. Если этой истиной будет идея в точном смысле «свободного» воспитания, т.е. абсолютно не связанного самовыявления, то она поведет к полной анархии в дурном смысле, и по существу все-таки откроется широкий простор воздействию, но только воздействию неорганизованному, туманному, а потому и пагубному. На самом деле предоставить ребенка абсолютному самовыявлению значит выбросить его на произвол грубейших случайностей, потому что он может справиться с ними только при чужой помощи или когда силы его созреют. До истинной свободы надо дорасти.и воспитаться. <...>
У исключительного общественного воспитания неизбежно будут очень крупные недостатки. <...> В нем обнаруживается резкое преобладание интеллектуализма, голой рассудочности. Апологеты этой идеи готовы по пальцам перечесть, что нужно детям, и забывают о том, о чем говорил Песталоцци и на что указывает на каждом шагу сама живая жизнь: у детей имеются тысячи оттенков переживаний и потребностей, которые совершенно не поддаются научному рассудочному учету и открываются только тонкому чутью и такту матери, потому что между ней и ее детьми (с.204) протянуты мириады невидимых нитей, сотканных инстинктом и кровной связью; когда ребенок еще не владеет речью, между ним и его матерью уже идет тот безмолвный диалог, о котором говорил Песталоцци и который нельзя заменить никакими рассуждениями и интеллектуальными средствами. <...> Таким образом, наука — важная помощь, но по отношению к человеческой душе она вовсе не является ключом ко всем замкам и не заменит того чутья, которое дается кровной связью и материнской любовью. Поэтому нам представляется глубоким заблуждением ожидание, что те же люди в массе учителей и воспитателей, став не родителями, а воспитателями чужих детей, прозреют и будут обладать абсолютной истиной и абсолютно истинными методами воспитания. Гениев педагогов и при общественном воспитании будет немного, а масса от одной науки не станет идеальными воспитателями; между тем общественное воспитание по всему его складу должно предполагать их. <...>
В семье возможны ошибки, и ошибки крупные, но там, во-первых, рассудку приходит на помощь чувство и инстинкт, а, во-вторых, родительские ошибки никогда не будут учтены детьми с той беспощадной строгостью, как ошибки чужих людей. Там, где родителям поможет инстинкт, кровная связь и любовь, абсолютные общественники окажутся слепыми и беспомощными. В чем общественное воспитание безусловно сильно и значительно сильнее семьи, это область сознательно-рассудочного воздействия на детей, лучше всего поддающегося научно-педагогическому изучению. Но эта область преобладает в обучении, но не в воспитании, где она занимает второстепенное место. В области эмоционально-волевого воспитания здоровая семья оказывается совершенно незаменимой. Только через нее и может установиться настоящее неподдельное чувство жизни у детей.
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния