Гносеология как общенаучная методологическая основа научного исследования и образования
Как отмечалось в первой главе, гносеология относится к методологическим основам научного исследования и образования.
Гносеология (от греч. «gnosis» - познание и «logos» - понятие, учение) - это теория познания и теория отражения.
Теория познания определяется как учение о сущности, закономерностях и формах познания, а дознание как общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.
Действительность отражается в сознании с помощью различных форм познавательной деятельности:
1) форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления);
2) форм рационального познания (форм абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения).
Возникает вопрос, в чем различие этих двух форм, чем отличаются формы чувственного и рационального познания (формы абстрактного мышления)? Они отличаются выполняемыми ими функциями. От органов чувств в формах чувственного созерцания человек получает знания о предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств дают чувственно-наглядное воспроизведение предметов и их отдельных свойств. А в формах абстрактного мышления (или рационального познания), т.е. понятиях, суждениях и умозаключениях, отражаются существенные связи между предметами, явлениями, закономерностями их развития.
Итак, понятие как форма абстрактного мышления является одной из основных единиц мыслительной деятельности. Это логическая форма, с помощью которой строятся другие формы мышления - суждение, умозаключение. Понятие позволяет познавать действительность более глубоко, чем ощущение, восприятие и представление. Ощущение, восприятие, представление, выражающие непосредственный чувственно-наглядный опыт, доступны в принципе не только человеку, но и животным, а вот понятие, суждение и умозаключение есть выход за пределы того, что непосредственно дано в чувственном опыте. Образование понятий возможно лишь через абстракцию, с помощью которой осуществляется проникновение от внешнего к внутреннему, от явления к сущности.
В процессе трудовой деятельности возник язык, а вместе с ним и абстрактное мышление, т.е. способность оперировать понятиями о предметах, не затрагивая самих предметов. В этом проявляется активный характер отражения, т.е. человек не просто отражает мир, но и творит его, создавая второй, идеальный мир, духовную культуру.
Сознание человека есть высшая и наиболее сложная форма отражения. Свойство отражения проявляется по-разному:
1) элементарные виды отражения в неживой природе (след, углубление в почве от камня, отпечатки и др.);
2) у живых организмов качественно новая форма отражения - раздражимость (растение поворачивает листья к источнику света и др.);
3) у высокоорганизованных животных форма отражения — психика. Она проявляется в способности иметь образы предметов и отдельных их свойств. Психика животных с высокоразвитой системой явилась биологической предпосылкой возникновения сознания человека.
Выше мы упомянули, что через абстракцию осуществляется проникновение от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что сущность и явление диалектически взаимосвязанные характеристики предмета. Сущность выражает внутреннюю связь различных сторон предмета или процесса, раскрывает единство в многообразии свойств предмета.
Явление — это внешние свойства и признаки предмета, постигаемые в чувственном познании - ощущении, восприятии, представлении. В явлении обнаруживаются законы, составляющие сущность предмета.
В истории философии существуют различные точки зрения на сущность и явление. Например, Кант рассматривал сущность как непознаваемую «вещь в себе», а явление — как нечто субъективное, присущее сознанию человека. Тем самым он, как полагают современные философы, отрывал одно от другого.
Таким образом, познание проходит ряд ступеней, которые отличаются друг от друга по степени отражения объективного мира, по формам и методам познания: от эмпирического познания к теоретическому. И этим вопросам ниже посвящена специальная глава данной книги. Но здесь обозначим общие положения.
Специфическими методами эмпирического познания являются наблюдение, фиксация, описание. На этой ступени познавательного процесса происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления, внешние свойства предметов.
Теоретическое познание — это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное (теоретическое) познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т.д. Кроме того, в процессе познания человек использует различные логические приемы (некоторые авторы называют их приемами умственных действий, другие — мыслительными операциями или операциями мышления): анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абдукцию, позволяющие теоретически воссоздавать изучаемый предмет.
Системно-структурную сущность гносеологии можно представить схематически (см. схему № 2).
Возвращаемся к теории познания. В теории познания известны две принципиально различные линии в решении основных проблем философии — материалистическая и идеалистическая. Их различие обусловлено подходом к основному вопросу философии — что первично,
материя или дух, мышление или бытие. Отсюда — что первично: знание о предмете или предметный мир. Отметим здесь, что материя
— это объективная реальность. Способ существования материи — движение в различных формах.
И субъективный, и объективный идеализм полагают, что наше знание является первичным, предметный мир — вторичным, производным от знания (Платон, Гегель и др.). А некоторые философы-идеалисты вообще отрицали возможность познания сущности предмета, мира таким, каким он существует сам по себе, стояли на позициях агностицизма (Юм, Кант и др.). Материалистическая линия утверждала, что бытие, предмет первичны, а знание (дух) есть отражение бытия (Демокрит, Бэкон, Дж. Аокк, французские материалисты 18 века и др.).
Существуют различия во взглядах и на то, какие моменты в познавательном процессе являются основополагающими. Так, в теории познания существуют такие направления, как эмпиризм, рационализм, иррационализм, диалектический материализм.
Эмпиризм берет за основу чувственную или эмпирическую форму знания, рационализм преувеличивает роль абстрактного мышления, теоретического знания, иррационализм противопоставляет разуму, интеллекту интуицию, как средство постижения предмета в его целостности. Диалектический материализм раскрывает сложный диалектический характер познания как отражения в сознании существующих вне нас предметов и явлений и проводит точку зрения единства диалектики и теории познания, тесной связи познания и практической деятельности. Он утверждает, что практика — основа, движущая сила познания и критерий истины в отличие от домарксистского материализма, не признававшего решающей роли практической деятельности в развитии знания и рассматривавшего познание как пассивное, зеркальное отражение действительности (созерцательность), не признававшего противоречивости познания.
Выше отмечалось, что гносеология — это теория познания, поэтому теперь остановимся на понятии «теория».
Теория (греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)
— форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Термин «теория» употребляется в двух основных значениях. В широком значении — это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении теория — это знание, имеющее строго определенную форму.
Познавая тот или иной объект, человек начинает с внешнего его описания, фиксирует отдельные его свойства. Затем, углубляясь в объект, раскрывая законы, которым он подчиняется, человек объясняет его свойства, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, обладающую определенной внутренней логической структурой. Полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знаний о предмете трактуется как Теория. Всякая наука состоит из теорий (например, в современной физике – квантовая теория, теория относительности, теория элементарных частиц и др.).
Объектом теории могут быть не только предметы и явления действительности, но и сама теория. В этом случае теория о теории называется метатеорией. Ни одна теория не дает окончательного абсолютно завершенного знания о предмете. Развивающееся познание обнаруживает новые факты, положения, закономерности.
- Учебное пособие
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- 1.3. Философские основы педагогического исследования
- Гносеология как общенаучная методологическая основа научного исследования и образования
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава II. Структура педагогического исследования
- 2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ
- 2.2. Рекомендации по определению научного аппарата исследования для курсовой работы
- 2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава III. Методы педагогического исследования
- 3.1. Виды научного исследования
- 3.2. Классификация методов научного исследования
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Методы эмпирического и теоретического исследования
- 3.3. Рекомендации по применению методов педагогического исследования
- 3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава IV. Методика описания опытной работы и оформление педагогического исследования
- 4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании
- 4.2. Оформление педагогического исследования
- Тематика курсовых и дипломных работ по теории обучения для студентов спф дневного и заочного отделений
- Тематика курсовых и дипломных работ по педагогическим технологиям для студентов спф дневного и заочного отделений