logo
29-09-2015_20-40-50 / Реутова методология и методы исследования дать МАгАМ

4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании

Рекомендации для курсовой работы

В соответствии с логикой исследования прежде всего прово­дится анализ литературы по теории вопроса и пишется текст "Теоретические основы решения проблемы и проверки гипотезы" " (название условное; точное название определяется конкретно в каждом случае). Эта часть исследования осуществляется методами анализа, синтеза, обобщения.

Затем в соответствии с проблемой и гипотезой разрабатыва­ются предложения по оптимизации методики обучения. Для выработ­ки предложений применяется метод идеализации, т.е. формирова­ния идеального с точки зрения исследователя хода учебного процесса - теоретической модели. Например,  в теме «Методика изучения темы «Состав слова» во втором классе» - разработка методики применения различных упражнений. Предложения должны быть оформлены в виде текста под условным названием «Предложения по комплексному использованию различных упражнений при изучении «Состава слова».

Затем следует подготовка и проведение опытной педагогиче­ской работы. В соответствии с логикой исследования прежде всего необходимо спланировать ее проведение. В план включается подготовка детей к проведению опыта. При построении исследовательской части работы в этой теме можно сформулировать гипотезу следующим образом: весь материал или его значительное большинство в этой теме является слишком легким, простым для большинства учащихся. Чтобы проверить правильность этого предположения, необходимо провести ряд экспериментально – опытных исследований. Цель этих занятий - подгото­вить детей к опытной работе, чтобы техника фиксации наблюде­ний не влияла на ход самой работы. Разрабаты­вается детальный план-конспект проведения самой опытной педа­гогической работы. В нем определяются цель и задачи. В данном случае цель опытной работы - выявить эффективность системы упражнений при изучении темы «Состав слова». В плане-конспекте указывается методика проведения опыт­ной работы: можно предложить слова (10) из упражнений учебника «Русский язык» во 2 классе ученикам после изучения соответствующего материала в этом же учебнике выделить письменно путем проведения самостоятельной работы окончания. Затем подсчитывается процент успешности выполнения данного задания. Затем можно предложить тому же классу 10 слов, имеющих окончания повышенной трудности для учащихся, например, некоторые существительные в творительном падеже и предложном падеже множественного числа, глаголы во втором лице единственного числа и в третьем множественного, прилагательные разных родов в косвенных падежах, и провести сравнительный анализ, ориентируясь на исходные данные, полученные в итоге проверки первого упражнения. Если во второй работе число ошибок возрастет незначительно, значит, гипотеза почти или полностью подтверждается. Отсюда следует вывод о необходимости усложнить языковой материал для выделения в словах корня и окончания. Заранее определяется методика анализа результатов. После проведения опытной работы анализируются полученные данные, делаются их обобщение и выводы. Составляются рекомен­дации.

Подготовка опытной работы, ее ход и результаты описывают­ся в тексте под названием "Опытная педагогическая работа" (допустимо и более конкретное название, например, в данном случае это может быть "Эффективность различных упражнений при изучении темы «Состав слова»).

Возможны более сложные случаи. Планирование опытной работы в исследовании на тему "Методика работы над безударными гласными" включает определение ее цели. Она состоит в доказательстве выдвинутой гипотезы: познавательная активность учащихся при изучении данной темы может быть выше и эта система работы даст более высокие результаты в орфографической грамотности и в усвоении теоретического и практического материала. Определяются задачи опытной работы. Определяется структура опытной работы.

Далее разрабатывается  методика подготовки и проведения опытной работы. Для первой акции - разработка опросников (тестов, анкет). Для третьей и четвертой акций - разработка заданий для детей и заданий для проводящего опытную работу, наблюдающего за ходом выполнения заданий. Важно иметь в виду, что план-конспект, разрабатываемый в соответствии с планом, состоит из двух час­тей: первая - задания для детей (наблюдения, игры, практические задания и т.п.); вторая - определение объектов наблюдения за действиями и поведением детей с целью выявления ответов на поставленные вопросы. Планированию подлежат также методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа, полученных данных. Затем предусматривается оборудование опыт­ной работы. В заключение составляется календарно-тематический план хода опытной педагогической работы. В него вносятся: темы занятий, методы проведения, оборудование, методы фик­сации наблюдений за ходом выполнения заданий учащимися.

В приводимом примере опытная работа растянута во времени. В связи с этим целесообразно подводить промежуточные итог; анализ после каждой из акций и обобщения по его результатам. Такой прием даст возможность внести необходимые коррективы в план всей работы. После завершения всех акций делается ана­лиз по всем данным и проводится обобщение по его результатам. Ход подготовки и проведения опытной педагогической работы опи­сывается в тексте под названием (условным) "Результаты опытной педагогической работы по проверке эффективности комплексного применения упражнений при изучении темы «Состав слова».

Отметим, что данная опытная работа, как и курсовая работа, в рамках которой она проводилась, имеет двоякое значение: как разработка оптимальной формы и методики использования системы упражнений при изучении данной темы, так и как задел для дипломной работы, которая станет творческим развитием кур­совой. Важен также и накопленный опыт подготовки и проведения научного исследования.

Выполнением опытной работы завершается второй этап работы над курсовой работой.

Рекомендации для дипломной работы

Второй этап работы над дипломной работой - исследование (теоретико-экспериментальная часть) начинается с анализа ли­тературы по теории проблемы, который проводится с применением известных уже теоретических методов и завершается написанием текста под условным названием "Теоретические основы исследо­вания". Затем проводится анализ психологической литературы с целью выявления психологических основ решения поставленной проблемы и пишется текст "Психологические основы исследова­ния". Далее анализируется специальная педагогическая литерату­ра с целью выявления педагогических основ изучаемого вопроса, готовится текст "Дидактические основы исследования". Следую­щая часть работы - разработка предложений по оптимизации ме­тодики обучения и написания соответствующего текста. Эти предложения должны содержать конкретизацию идей, выраженных в гипотезе. В дипломной работе на тему "Основные условия и факторы, определяющие стабильность оптимальных результатов при изучении темы «Состав слова»(продолжение и творческое развитие темы курсовой работы о системе упражнений) гипотеза содержит предположение, что стабильность результатов зависит от а) применения в комплексе разнообразных упражнений, 6} усложнения этих упражнений; в) учета возрастных и индивидуальных возможностей.

Это предположение сделано в общем виде. Его надо конкрети­зировать, чтобы было ясно, какие методы и формы надо проверять в ходе эксперимента. Тогда предложения по оптимизации процес­са обучения будут содержать перечень определенных рекомендаций при изучении данной темы.

Теперь наступает очередь проводить эксперимент, называемый педагогическим или дидактическим. Он выступает как этап обу­чения, один из важнейших его элементов. Вместе с тем, это неотъемлемая часть дидактического исследования и одновременно - метод его.

В ходе эксперимента проверяется и оттачивается педагоги­ческое мастерство студента-практиканта.

В специальной литературе довольно полно рассматриваются основные черты дидактического эксперимента в рамках педагоги­ческого исследования. Общие положения и принципы проведения эксперимента применимы и к дипломным работам. Однако специаль­но такого рода трудами указанные авторы не занимаются. Организация и методика написания дипломных работ в педагогическом вузе описаны в учебных пособиях Н.А.Сорокина. При выполнении дипломной работы студенту важно учитывать рекомендации, содер­жащиеся в названных изданиях. К сожалению, они труднодоступны. В связи с этим в данном пособии студенты получают возможность познакомиться как с общепринятыми положениями о дидактическом эксперименте, так и со спецификой его проведения в условиях педагогического университетского образования.

Итак, что такое педагогический (дидактический) эксперимент как метод, какова его сущность, структура, каковы его цели и задачи? Как метод он предназначен для изучения педагогического процесса и поиска его оптимальных вариантов. Сущность проверка эффективности новой или модифицированной модели обучения (или элемента) в ходе работы учебного коллектива. Цель конкретного эксперимента - получение фактического материала для проверки гипотезы.

Педагогические эксперименты различаются в зависимости от характера гипотезы, которую они призваны доказать (проверить), Если гипотеза носит линейный характер (выдвигается одно пред­положение, соответственно, один новый прием, одно новое наглядное пособие), то и эксперимент, нацеленный на ее проверку, носит линейный характер. В таком случае для проверки гипотезы используется линейный (простой) эксперимент. Такой экспери­мент состоит из проверки эффективности применения одного но­вого приема, одного нового наглядного пособия на 2-х уроках. Если гипотеза носит разветвленный характер (выдвигается не­сколько предположений), то для проверки ее применяется развет­вленный (сложный) эксперимент или серия экспериментов (одно­типных или разного типа). В первом случае проверяется система однотипных приемов в рамках одного метода  (система однотипных наглядных пособий), нацеленного на достижение одной пе­дагогической цели при изучении всей учебной темы. Во втором случае - система разнотипных приемов (наглядных пособий) в рамках нескольких методов на протяжении целой учебной темы. Педагогический эксперимент позволяет не только установить при­чинно-следственную связь между исследуемыми явлениями (новый прием и его результативность), но и выявить механизм причинной зависимости. Главное же, эксперимент позволяет в условиях реального учебного процесса апробировать новые приемы, методы и т.д.

Кроме того, различают несколько видов педагогических экспериментов в зависимости от их цели. Констатирующий  нацелен на выявление состояния изучаемого объекта в данный момент. Он дает "моментальный снимок" явления и позволяет провести анализ в соответствии с поставленной задачей.

Другой вид - созидательный, или преобразующий (он именуется также обучающим или формирующим) эксперимент. Применяется для проверки на практике новых методов и приемов обучения. Проверочный эксперимент проводится с целью определения чисто­ты созидательного эксперимента. Контрольный эксперимент - для получения фактов, характеризующих традиционный учебный процесс. Проводится в параллельных классах, либо в 1-2 группах того же класса.

Какое место занимает эксперимент в проводимом исследовании в рамках дипломной работы? Он является его неотъемлемой составной частью. Общая схема включения эксперимента в процесс исследования примерно следующая. После выработки рабочей ги­потезы и конкретных предложений по применению выдвинутых в ней новых приемов, студент составляет план проведения экспери­мента. В нем предусматриваются цели и задачи эксперимента, его структура и время проведения. Очень важно правильно определить структуру. Обычно эксперимент состоит из констатирующей, сози­дательной (формирующей), проверочной и контрольной частей. Каждая из них, в зависимости от потребности и хода исследова­ния, может проводиться один или несколько раз.

Получение моментального снимка состояния объекта исследования, как правило, требует одного констатирующего эксперимента.

Проверка нового метода или приема потребует нескольких экс­периментов созидательного (формирующего) характера. Проверочный эксперимент проводится в зависимости от надежности результатов созидательных экспериментов. Численность контрольных экспериментов определяется числом созидательных.

Слученные данные анализируются по заранее разработанной схеме (по плану) и с применением предусмотренных методов. Разумеется, в ходе исследования методика его может уточняться, дополняться и изменяться.

Выводы, получаемые в итоге анализа, вместе с описанием са­мого эксперимента включаются в дипломную работу.

В чем проявляется специфика дидактического эксперимента в условиях педагогического эксперимента? Он проходит в системе подготовки учителя (учителя-методиста) и вписывается в учеб­ный процесс, т.е. является его составной частью. Особенно тес­но связан он с четырехзвенной комплексной специальной подго­товкой учителя-методиста: педпрактика - 1 - курсовое сочинение (опытная педагогическая работа) - педпрактика - 2 - дипломное сочинение (педагогический эксперимент). В этом комплексе педагогический эксперимент выполняет несколько функций: сбор педагогических фактов, доказательство и проверка гипотезы и вытекающих из нее предложений по оптимизации учебного процесса, поиск и отработка новых методов и приемов обучения и воспита­ния (соответственно - новых средств обучения), совершенствование педагогического мастерства, использование педагогического опыта (изучение, обобщение, поиски модификаций и путей применения в собственной практике), анализ и модификацию своего собственного опыта. В ходе эксперимен­та широко используются межпредметные связи.

Результативность эксперимента зависит от тщательности его подготовки. Сама подготовка во многом напоминает аналогичную деятельность по планированию опытной педагогической работы. Но есть и некоторые специфические черты. Начинают с составления программы эксперимента, которая включает цель и задачи эксперимента, его структуру. Затем разрабатывается методика проведения самого эксперимента, фиксации его хода и ре­зультатов, а также анализа полученных данных.

Покажем ход планирования эксперимента дипломной работы, являющейся продолжением курсовой об использовании творческих видов работ на уроках чтения. Тема дипломной работы: "Творческие виды работ как средство развития воображения младших школьников на уроках чтения". Гипотеза: развития воображения у младших школьников на уроках чтения можно достичь при условии:

-повышения творческой активности и творческого потенциала младших школьников;

-использования творческих видов работ в определенной системе;

-реализации нетрадиционных уроков.

Исходя из темы и гипотезы, определяются конкретные предло­жения по реализации гипотезы.

Затем определяется цель эксперимента: определить и проанализировать традиционные виды деятельности учителей по развитию воображения младших школьников и работать методику работы по развитию воображения посредством использования приемов словесного рисования, драматизации и выразительного чтения. Задачи эксперимента: I) изучить опыт работы учителей – практиков по данной проблеме; 2) выявить исходный уровень развития воображения у младших школьников на уроках чтения; 3) разработать систему заданий творческого характера, развивающих воображение; 4) описать методику работы по развитию творческого воображения у младших школьников; 5) разработать фрагменты уроков с учетом развития творческого воображения младших школьников; 6) сделать сравнительный анализ этапов эксперимента.

В соответствии с целью и задачами планируется структура эксперимента.

I.                   Группа констатирующих экспериментов в процес­се повседневных занятий по определению исходного уровня воображения учащихся 3 класса посредством творческих видов работ на уроках чтения.

II.                Группа преобразующих (формирующих) экспериментов в процессе развития воображения младших школьников посредством использования приемов словесного рисования, драматизации и выразительного чтения.

III.             Группа преобразующих экспери­ментов с целью проверки эффективности полученных результатов.

IV.            Группа проверочных экспериментов.

Разработка методики эксперимента включает следующие эле­менты: а) программа повседневных занятий и соответствующих им экспериментов на каждый день; б) подготовка экспериментов (перечень заданий для детей и для экспериментатора); для экспериментов первой группы - перечень тот же, что и для опыт­ной педагогической работы; для экспериментов второй, третьей и четвертой групп - в соответствии с задачами; в) методика фиксации хода и результатов эксперимента, а также анализа полученных данных; г) материальное оснащение - перечень обо­рудования с учетом специфики эксперимента; д) календарно-тематический план подготовки и проведения эксперимента.

При разработке методики фиксации наблюдений эксперимента­тором готовится тетрадь с внесенными в нее фамилиями детей-участ­ников и свободными графами, в которые в процессе эксперимента заносятся условные знаки, обозначающие характеристику того или иного явления в соответствии с поставленными задачами. Условных знаков лучше иметь немного, и они должны легко запо­минаться. Ими могут быть начальные буквы терминов, которыми пользуется экспериментатор, например, "развитие" - "р". Каждый экспериментатор продумывает и реализует ту форму и тот метод фиксации, которые дают наибольший эффект по времени, затрачиваемому для записи, по точности отражения наблюдаемого.

Специфика планируемого дипломного эксперимента проявляется в каждом отдельном случае.

Планирование эксперимента проводится по следующей примерной схеме:

I. Программа эксперимента.

1.1. Цель - доказательство рабочей гипотезы.

1.2. Задачи: определение направлений, по которым будет вес­тись доказательство рабочей гипотезы.

1.3. Структура эксперимента определяется в соответствии с задачами и состоит из группы экспериментов, в ходе которых осуществляется доказательство рабочей гипотезы. (Группу сос­тавляют эксперименты, направленные на решение одной задачи). Число экспериментов в каждой группе устанавливается в зави­симости от характера задач. Указывается тип эксперимента (например, группа констатирующих, группа созидательных, группа конт­рольных экспериментов).

2.   Методика подготовки эксперимента.

2.1. Определение места эксперимента в учебном процессе: ука­зываются конкретные данные о том, на каком занятии проводится тот или иной эксперимент.

2.2. Отработка с учащимися метода, проверяемого в экспери­менте.

2.3. Разработка план-конспекта эксперимента или плана-конспек­та занятий и соответствующих экспериментов. План-конспект сос­тоит; из двух частей - ход занятия и ход эксперимента. Указывается также и методика включения эксперимента в занятие.

2.4. Разработка методики фиксации хода и результатов экспе­римента,

2.5. Разработка методики анализа полученных данных.

2.6.Материальное оснащение эксперимента в соответствии с целями, задачами и содержанием эксперимента.

2.7. Разработка критериев оценки и определения результатов эксперимента.

2.8. Разработка контрольных заданий для проверки эффективно­сти испытуемого метода.

3. Календарно - тематический план эксперимента

Возможны два варианта. Первый - календарно-тематический план эксперимента составляют отдельно от такого же плана за­нятий. В этом случае на каждую дату указывается, в какое заня­тие включается эксперимент. Второй вариант - единый план, в котором на каждый день приводится тема занятия и тема экспе­римента.

Какое место должен занимать эксперимент в окончательном тексте дипломной работы? Это зависит от объема и содержания эксперимента. Если в нем есть важные, интересные для раскрытия сущности проблемы факты, то описание эксперимента включается полностью, и оно выделяется в самостоятельную главу. В ней по­следовательно отражаются: цель и задачи эксперимента, его струк­тура, методика подготовки и проведения. Затем излагается ход эксперимента с приведением в качестве иллюстраций наиболее яр­ких примеров. Далее приводятся полностью анализ собранных фак­тов и выводы из анализа. В выводах дается четкий ответ: под­твердил ли эксперимент гипотезу, или опроверг ее, или получено лишь частичное подтверждение.

Возможно приведение сведений об эксперименте не полностью. Тогда в дипломную работу включаются: основные выводы по ре­зультатам эксперимента; фрагменты из описания эксперимента, которые, по мнению экспериментатора, наиболее ярко иллюстри­руют приводимые выводы (например, результаты опроса по анке­те с наиболее характерными ответами, описание какой-либо части эксперимента и т.п.); либо сочетание основных выводов и иллюстраций по эксперименту. При частичном использовании результатов эксперимента они включаются в состав соответству­ющих глав.

Может быть случай, когда в ходе исследования проводятся не один (хотя и расширенный) эксперимент, а два или несколько са­мостоятельных. Тогда общие правила подготовки и проведения экс­периментов распространяются на каждый самостоятельный.

На этом завершается этап исследования и начинается этап оформления работ.