3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы
Работа по карточкам.
Основным и наиболее продуктивным техническим приемом при исследовании какой-либо проблемы с последующим оформлением результатов исследования (курсовой или дипломной работы, статьи, книги) является прием работы по карточкам.
Что такое карточка? Это либо, действительно, карточка стандартного - библиографического размера (126 х 73 мм), либо бумага или тонкий картон любой плотности и размера, как правило, не превышающего размер ученической тетради.
Размер зависит от характера и содержания информации, которая будет помещена на карточках. Информацию библиографического характера целесообразнее всего записывать на стандартных библиографических карточках. Но вполне можно использовать для этой цели и обычную бумагу, разрезанную по стандарту.
Для выписок из литературных источников рекомендуется применять карточки двух-трех заранее приготовленных размеров: в 1/4 или 1/2:, или целый лист ученической тетради. Например, для цифровых данных небольшого объема используются карточки в 1/4 листа ученической тетради. На такие же карточки выписываются небольшие цитаты. На карточки в 1/2 листа обычно заносят конспективное изложение какой-либо законченной части изучаемой литературы (статьи, книги). На карточках такого же размера записывают наблюдения, выводы, обобщения, а также собственные идеи, возникающие при чтении литературы или при обработке полученных данных.
Карточки размером в одну страницу ученической тетради применяются для фиксации информации любого вышеназванного типа, которая не умещается на карточках меньшего размера. Независимо от размера, карточка должна быть оформлена следующим образом: сверху пишется название темы исследования, а также конкретного вопроса, который излагается на данной карточке. Ниже заносится содержание информации. Эта запись занимает основное место на карточке. В нижней части карточки приводится указание на источник информации, Карточки для выписок называются тематическими. Сведения библиографического характера записываются на карточки в соответствии с правилами.
Как работать с тематическими карточками?
Работа по карточкам различается в зависимости от этапа исследования, а также от его объекта.
Hа этапе накопления материала (изучение литературы, педагогического опыта, наблюдений за учебным процессом и т.п.) возможны два варианта обработки печатной продукции.
Первый: выписки на карточке делаются в процессе чтения материала. Выписываются цитаты, изложение концепции, главные идеи, выводы, содержание (оглавление), а также мысли, возникающие в процессе чтения. При этом важно отмечать и свое отношение к прочитанному: согласие, несогласие, соображения. В процессе чтения могут возникать и наметки по поводу будущей работы (ее структуры, направленности, системы доказательств, опытов, эксперимен-тов и т. д.). Все это также надо фиксировать на отдельных карточках. Причем делать запись своих мыслей важно сразу же, как только они появляются. Надеяться только на память - опасно!
Второй вариант состоит в том, что выписывание происходит после прочтения главы или раздела работы в целом. Но тогда при чтении придется делать пометки в тетради или блокноте, специально для этого предназначенном. Сюда заносится библиографическое описание источника. Затем указываются страницы, на которых содержаться материалы, заслуживающие выписки, или их изложение. Причем против указания страницы кратко пишется, о чем идет речь, и делается пометка о предполагаемом характере выписки. Чтобы было легче найти нужное место в источнике, рядом с цифровым обозначением страницы в тетради ставится буква, обозначающая место расположения: "н" - если в нижней части страницы, "с" - если в средней части, "в" - если в верхней части. Запись будет выглядеть, примерно, следующим образом: "I7 с - наблюдение за учащимися". Это означает: "17 страница в середине сделать выписку цитаты о наблюдениях за учащимися". Другой пример: "45 -.основные принципы наблюдения". Такая запись означает; "на с. 45 расположен текст о принципах наблюдений, который надо изложить".
После того, как раздел или глава прочитаны и сделаны соответствующие пометки в тетради, просматривают записи и определяют в свете прочитанного и продуманного, что надо выписать. Затем уже приступают к выписыванию на карточки проработанного материала. Этот способ имеет преимущества в том отношении, что позволяет делать выписки после ознакомления со всем материалом. А это дает возможность более точно определить и изложить концепцию автора.
Дальнейшая работа с карточками заключается в следующем:
в соответствии с замыслом исследования, целью изучения проблемы или рабочим планом исследования (в зависимости от этапа работы) ведется сортировка карточек по основным направлениям поиска. Наилучшие результаты дает раскладка карточек по проблемам ежедневно, в конце рабочего дня или по мере накопления выписок. Возможен и другой прием: карточки раскладываются сразу же по заранее заготовленным конвертам, на которых написаны направления поиска (темы, проблемы, аспекты и т.п.). В такие же конверты раскладываются карточки и в первом случае. Рекомендуется придерживаться правила для каждой проблемы отдельный конверт.
Следующим является этап осмысления собранного материала. Он наступает, обыкновенно, после выполнения предусмотренного рабочим планом изучения источников, завершения наблюдений, опытной педагогической работы, эксперимента. На этом этапе просматриваются и перечитываются карточки. Сначала по отдельным проблемам. В соответствии с проблемами карточки располагаются в последовательности, соответствующей плану исследования или его логике, Осмысление выписок по каждой проблеме позволит составить концепцию изложения этой проблемы в свете изученных фактов. Концепция записывается также на карточках.
Одновременно выясняется достаточность собранного материала. Если он позволяет выработать цельное представление и составить стройную и логичную концепцию, то целесообразно изложить в связном тексте результаты исследования изучаемой проблемы Это и будет соответствующая часть полного текста работы.
Если же выясняется, что какие-то аспекты проблемы не получили достаточного освещения, то определяется направление дополнительного поиска (книг, статей, экспериментов, наблюдений и т.п.). Аналогичная работа проделывается и по другим направлениям поиска. На этом же этапе проверяется точность фактов, цифровых данных, ссылок на источники.
По завершению осмысления собранного материала сопоставляют результаты, полученные в ходе исследования отдельных проблем. Главная цель этого сопоставления - самокритичная оценка проделанной работы. Проверяется, отвечает ли поставленной цели проделанная работа, деется ли решение проблемы, поставленной перед исследованием, достаточно ли полно охвачена литература по данному вопросу, выверяется убедительность приводимых доказательств, уточняются выводы, заключение. Итогом такой самокритичной оценки может быть решение о дополнительном исследовании либо о переосмыслении полученного материала.
После завершения обработки материала по отдельным проблемам и написания связных текстов по ним, они объединяются в соответствии с примерной структурой. Получается первый вариант всего исследования. Его надо пронумеровать единой нумерацией. Теперь предстоит его внимательно прочитать целиком, применяя метод ознакомления с литературой. В тетради делаются заметки об ошибках, записываются возникающие мысли по существу работы (новые формулировки, уточнения, исправления, новые формулировки, уточнения, исправления, новые задания для дополнительного исследования, проверки и т.д.)
После проверки ведется работа по заметкам (вносятся дополнения, изменения в текст, проверяются факты, проводятся новые исследования и т.п.). В результате получается второй вариант текста. Его следует представить научному руководителю. С учетом его замечаний дорабатывается текст. Когда готов доработанный вариант, приступают к написанию введения.
В процессе работы над исследованием проводятся систематические консультации с научным руководителем (в соответствии с рабочим планом). Особенно важно получить совет руководителя после написания каждой главы работы (как правило, это часть, посвященная решению какой-либо проблемы).
Как ведется работа с библиографическими карточками?
Прежде всего, откуда брать библиографические сведения? Каковы их источники? Для описания книги таковыми являются данные, приводимые на ее титульном листе, а также на его обороте. Кроме библиографических сведений на карточке полезно записать аннотацию, в которой указываются важнейшие сведения, которые можно почерпнуть из этой книги.
Другим источником являются библиографические карточки в библиотеке. В этом случае лучше всего указать также название библиотеки и шифр книги. Такая запись поможет быстро затребовать книгу по интересующему вопросу в библиотеке.
Третий источник - библиографические справки, помещаемые в книгах, журналах или в специальных библиографических изданиях. К числу последних относятся "Книжная летопись" и "Летопись Журнальных статей", газета "Книжное обозрение", в также специальные бюллетени новых поступлений, имеющиеся в каждой библиотеке.
Как заполняется библиографическая карточка? В ней указываются: фамилия, имя и отчество автора в именительном падеже. Если два автора, то приводят фамилии обоих авторов через запятую. При наличии трех и более авторов, пишется фамилия и инициалы первого, а затем добавляются слова и другие. Если автор не указан, то описание начинается с названия книги. Далее следует заголовок книги, подзаголовок (если он есть). Пишутся сведения об издании. Если это первое, то оно не указывается. Приводятся лишь данные о повторности: "2-е", "3-е изд. Указывается место издания - город с полным названием: для Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга, Петрограда) соответственно "М", "Л", “Cn6", "Пг"). Приводится название издательства (полностью или в виде общепринятой аббревиатуры - сокращения: напр., "Высш. шк".). Затем - год издания (цифрами, без указания "год" или "г"). Наконец, количественная характеристика (сведения об объеме - в страницах, иллюстрациях, таблицах, картах, приложениях). Вот несколько примеров описания: Банков Л.В. Избранные педагогические труды, - М.: Педагогика, 1990. - 424 с.; Миронова РЛ. Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. – Минск., 1989. -126 с.
При описании статей, опубликованных в газетах, журналах, ученых записках и других периодических изданиях, а также в собраниях сочинений, указываются фамилия автора, его инициалы, название статьи. Затем, после знака "две косые черты" -// даются данные об издании, в котором помещена описываемая статья. То есть приводится название газеты, журнала или периодического издания, указывается год издания, порядковый номер, страница. Если речь идет о собрании сочинений, то наряду с приведенньми выше сведениями указываются и название издательства и данные о повторности издания.
При описании после названия издания, года и номера ставятся знаки: «точка тире" или "точка". Поскольку перед буквой "С", обозначающей страницы, стоят знаки "точка тире" или "точка", то эта буква пишется заглавной. После нее ставится "точка" и указывается арабскими цифрами начальная и конечная страницы описываемой статьи. Между цифрами ставится "тире".
Если статья помещена в сборнике, то после названия автора и названая статьи ставится знак "две косые черты" и дается описание издания, в которое статья помещена в соответствии с правилами, указанными ранее.
Когда описывается статья из собрания сочинений, то указываются автор собрания сочинений, название статьи и после знака "две косые черты" дается описание собрания сочинений. При этом приводятся: название собрания сочинений, сведения о повторности издания, название города, где издан том, название издательства (без кавычек), год издания, номера тома и страницы, на которых помещена статья.
Примеры: Толстой Л.Н. Дуб и орешник // Собрание сочинений в 22-х т. -М.: Худ.лит.,1978.Т.10. - С.174.
Библиографические карточки применяются, в частности, при подготовке списка литературы, который состоит из библиографических описаний, использованных в работе книг и периодических изданий. Эти описания располагаются в алфавитном порядке. Описание каждого отдельного издания - книги или статьи - начинается с абзаца. Прежде чем составлять список литературы рекомендуется отобрать соответствующие библиографические карточки и расположить их в требуемой последовательности, а затем уже писать список. Приводимые в тексте цитаты сопровождаются ссылками. Биографические ссылки бывают трех видов: внутритекстовые, подстрочные, затекстовые. Библиографическая ссылка внутри текста заключается в круглые скобки. Так, например, в книге: Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - читаем: "Так, Ш.И.Ганелин пишет: "Обучение представляет собой не только процесс приобретения знаний, но и умственного развития" (Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-во АЖ РСФСР, 1961. -С.35). Как видно, сама ссылка представляет собой библиографическое описание цитируемого издания с указанием страницы, на которой находится цитата.
Если подряд приводятся цитаты из одного и того же издания, то в повторных ссылках ставят слова "там же" или "ibid" для изданий, напечатанных латинским шрифтом. После этих слов ставится знак "точка тире" и указывается страница. Например, "там же. - C.I35".
Когда даются ссылки только на одно издание, то при повторных ссылках после каждой цитаты в круглых скобках приводятся только номера страниц. Если же в работе цитируются издания нескольких авторов, а у одного из авторов цитируется только одна работа, то при повторных ссылках на эту работу приводят- ся фамилия автора и его инициалы, а заглавие работы опускается или заменяется словами "Указ.соч." или "Цит.соч.", или " Ор. с it. " (последнее - для изданий, напечатанных латинским шрифтом). После этих слов приводятся номер тома или выпуска и страница, на которые делается ссылка.
Подстрочные ссылки делаются следующим образом. В тексте, после цитаты, заключенной в кавычки, или после изложения какой-либо мысли с указанием автора ставится какой-либо условный знак (звездочка или цифра). На той же странице внизу этот знак повторяется, а затем следует библиографическое описание издания, из которого приводится цитата. При использовании в качестве знака цифр (обычно, арабских) возможны два варианта: либо на каждой странице счет ссылок начинается заново от единицы, либо применяется сплошная, нумерация ссылок для каждой главы или для всей работы в целом. Если в качестве знака применяются звездочки, то счет им ведется по нарастающей в пределах каждой страницы. Наиболее удобно применять цифровые знаки и сплошную нумерацию.
Затекстовые ссылки оформляются с помощью цифр (арабских) и сплошной нумерации. В тексте после каждой заковыченной цитаты или предложения, нуждающегося в ссылке на источник, ставится цифра. В конце работы (или главы) помещается перечень ссылок, в котором под соответствующим номером приводится библиографическая ссылка, составленная по ранее указанным правилам. Следует иметь в виду, что в тексте знаки, указывающие ссылку ("звездочки" или цифры), ставятся не в строку, а над строкой. На различных этапах исследования: при изучении литературы, сборе материала, его обработке, а также при написании работы возникает потребность в цитировании, т.е. в выписке или приведении из литературных источников точных, буквальных выдержек (цитат). При этом рекомендуется придерживаться общепринятых правил.
При сборе материала каждая цитата выписывается на отдельную карточку в соответствии с правилами работы по карточкам (см. с. 44). При этом обязательно надо сделать пометку, что это цитата. Наиболее распространенный способ - постановка цитаты в кавычки. Возможно также применение какого-либо условного знака для обозначения того, что на карточке записана цитата. Например, буква "ц", или сочетание "цит", или полностью слово "цитата". Выписка должна точно, буквально соответствовать оригиналу. Иногда допускается сокращение цитируемого текста.
В этом случае вместо выпущенного места ставится многоточие. Однако недопустимо, чтобы в результате такого сокращения искажался смысл приводимой выдержки. Обязательно указание на карточке точных выходных данных источника, откуда взята цитата.
При написании текста цитаты используются для иллюстрации, доказательства, в качестве примера или для подтверждения какой-либо мысли исследователя. Если возникнет необходимость возразить или опровергнуть какое-либо утверждение или концепцию прочитанной книги (статьи), то также важно привести цитаты, чтобы обеспечить точность позиции автора оспариваемой мысли. Условием цитирования является соответствие цитаты главной идее произведения.
При написании работы обычно не рекомендуется злоупотреблять цитатами. Особенно неблагоприятное впечатление складывается, если доказательство того или иного положения строится преимущественно на цитатах. Исключением является изложение концепции произведения.
В тексте работы (во всех вариантах) цитаты обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату дается указание источника. В процессе работы целесообразно нумеровать сноски постранично. После сведения отдельных частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Пишущим курсовые и дипломные работы важно помнить, что цитирование без кавычек и изложение мыслей и концепций других авторов без указания выходных данных источника считается плагиатом, т.е. литературным воровством.
- Учебное пособие
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- 1.3. Философские основы педагогического исследования
- Гносеология как общенаучная методологическая основа научного исследования и образования
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава II. Структура педагогического исследования
- 2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ
- 2.2. Рекомендации по определению научного аппарата исследования для курсовой работы
- 2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава III. Методы педагогического исследования
- 3.1. Виды научного исследования
- 3.2. Классификация методов научного исследования
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Методы эмпирического и теоретического исследования
- 3.3. Рекомендации по применению методов педагогического исследования
- 3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава IV. Методика описания опытной работы и оформление педагогического исследования
- 4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании
- 4.2. Оформление педагогического исследования
- Тематика курсовых и дипломных работ по теории обучения для студентов спф дневного и заочного отделений
- Тематика курсовых и дипломных работ по педагогическим технологиям для студентов спф дневного и заочного отделений