2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ
Курсовые и дипломные работы в сочетании с педагогической практикой обеспечивают повышение уровня методической подготовки студентов. Эти работы являются синтезом их учебной и научно-исследовательской деятельности.
Какими должны быть курсовые и дипломные работы?
Общими являются некоторые требования к ним, которые необходимо соблюдать. Работы должны отражать современный уровень и перспективы отрасли науки, избранной для исследования. Для этого изучается и критически анализируется монографическая и периодическая литература по избранной теме. Причем производится не простое реферирование литературных источников, а дается краткая характеристика исследуемой проблемы, выясняется ее состояние ко времени изучения.
Исследование органически включает в себя изучение передового опыта учителей начальной школы, его анализ и характеристику, а также рассмотрение и обобщение личного опыта работы в школе. Эта часть исследования не сводится к описанию – нужны анализ и выводы.
Непременным условием является проведение самостоятельного дидактического исследования в школе. Обычно оно реализуется в ходе педагогической практики.
По содержанию между курсовой и дипломной работами, как правило, должна существовать органическая связь: дипломная работа становится дальнейшим творческим развитием курсовой. Не допускается чисто механическое включение курсовой работы в дипломную. Основные выводы курсовой работы являются исходным пунктом творческой разработки проблематики дипломной работы. В дипломной работе используются фактические данные и материалы педагогической опытной работы, проделанной в ходе подготовки курсовой работы, а также материалы новых исследований, проведенных специально по теме дипломной работы на педагогической практике.
В целом дипломная работа рассматривается как логическое продолжение курсовой, основные идеи и выводы которой заново осмысляются, обогащаются новыми фактами, идеями, результатами наблюдений и опытов и поднимаются на качественно более высокий теоретический и практический уровень. Наряду с этим дипломная работа – результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в результате нового педагогического эксперимента.
В дипломной работе должны найти отражение результаты анализа новейшей литературы, освещающей последние достижения науки и передового педагогического опыта. А теперь обратимся к основным рекомендациям по выполнению курсовых и дипломных работ на различных этапах.
Примерный ход выполнения курсовых и дипломных работ
Прежде чем приступить к работе над курсовым педагогическим исследованием, студент предварительно знакомится с образцами работ, подготовленными предшественниками. Первым делом смотрит оглавление. Вот тут – то и может быть сделан ошибочный вывод – что работу надо выполнять в той последовательности, в какой составлено оглавление. Структура готовой курсовой работы не совпадает с ходом исследования.
В этом нетрудно убедиться, сопоставив примерное оглавление курсовой работы и логику выполнения ее. То же самое можно сказать и о логике дипломной работы. Поэтому, приступая к работе, предварительно ознакомьтесь с рекомендациями, приводимыми далее. Они состоят из примерных логик курсовой и дипломной работ в самом общем виде. Все названия носят условный характер, но отражают реальную практику выполнения работ.
Примерный алгоритм написания курсовых работ
1 этап. Подготовка к исследованию (теоретическая часть).
1.1.Определение объектной области исследования.
1.2.Определение объекта исследования.
1.3.Определение предмета исследования.
1.4.Предварительный выбор темы исследования.
1.5.Анализ специальной методической литературы и педагогического опыта в рамках предмета и темы.
1.6.Выявление проблемы исследования.
1.7.Уточнение темы.
1.8.Формулировка гипотезы.
1.9.Формулирование цели и задач исследования.
1.10.Написание текста «Обзор методической литературы и педагогического опыта».
1.11.Написание текста «Выбор темы».
1.12.Выбор методов исследования.
1.13.Написание текста «Методы исследования».
2 этап. Исследование (опытная часть работы).
2.1.Анализ литературы по теории вопроса.
2.2.Написание текста «Теоретические основы решения проблемы и проверки гипотезы».
2.3.Разработка предложений по оптимизации методики обучения.
2.4.Написание текста «Предложения по оптимизации методики обучения».
2.5.Проведение опытной педагогической работы по проверке рабочей гипотезы и предложений.
2.5.1.Планирование опытной работы.
2.5.2.Разработка планов-конспектов.
2.5.3.Уточнение объектов наблюдений и методики их проведения и фиксации.
2.5.4.Уточнение методики анализа результатов наблюдений, применение новых приемов и методов.
2.5.5.Проведение опытных занятий – проверка гипотезы и всех методических предложений; педагогические наблюдения и их фиксация экспериментатором.
2.5.6. Анализ результатов опытной работы.
2.5.7.Написание выводов и рекомендаций.
2.6.Написание текста «Опытная работа»: описание подготовки, проведение опытной работы, анализ ее результатов, выводы и рекомендации.
3 этап. Оформление курсовой работы.
3.1.Компоновка подготовленных текстов в главы.
3.2.Написание выводов по главам.
3.3.Составление заключения.
3.4.Написание введения.
3.5.Составление списка литературы.
3.6.Составление списка иллюстраций.
3.7.Составление списка приложений.
3.8.Составление оглавления.
3.9.Оформление титульного листа.
Примерный алгоритм написания дипломных работ
1 этап. Подготовка исследования (теоретическая часть).
1.1.Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа.
1.2.Уточнение объектной области и объекта исследования.
1.3.Определение предмета исследования.
1.4.Уточнение темы.
1.5.Анализ специальной и методической литературы с целью выявления проблемы исследования и определения разработанности темы.
1.6.Написание текста «Обзор литературы», в котором излагаются состояние разработанности темы и формулировка проблемы.
1.7.Формулировка гипотезы.
1.8.Определение цели и задач исследования.
1.9.Написание текста «Гипотеза, цель, задачи исследования».
1.10.Выбор методов исследования.
1.11.Написание текста «Методы исследования».
2 этап. Исследование (теоретико-экспериментальная часть).
2.1.Анализ литературы исследуемой проблемы.
2.2.Написание текста, отражающего анализ литературы по вопросам теории, (примерное название: «Теоретические основы исследования»).
2.3.Анализ психологической литературы с целью выявления психологических основ решения поставленной проблемы.
2.4.Написание текста «Психологические основы исследования».
2.5.Анализ специальной педагогической литературы с целью выявления педагогических основ решения поставленной проблемы.
2.6.Написание текста «Дидактические основы исследования».
2.7.Разработка предложений по оптимизации методики обучения.
2.9.Констатирующий эксперимент с целью получения моментального среза состояния исследуемого предмета.
2.9.1.Подготовка эксперимента – его планирование, разработка методики, план-конспекта занятия, оборудования.
2.9.2.Проведение эксперимента.
2.9.3.Анализ результатов эксперимента, составление таблиц, схем, иллюстраций.
2.9.4.Выводы.
2.9.5.Написание текста «Констатирующий эксперимент».
2.10.Обучающий эксперимент с целью проверки гипотезы.
2.10.1.Подготовка эксперимента – его планирование: разработка планов – конспектов занятий, методов и средств проведения эксперимента и наблюдений за его ходом, методики фиксации наблюдений.
2.10.2.Проведение экспериментальных занятий.
2.10.3.Анализ результатов эксперимента.
2.10.4.Оформление результатов анализа в таблицах, схемах и т.п.
2.10.5.Формулировка выводов и рекомендаций по данным эксперимента.
2.10.6.Написание текста «Обучающий эксперимент», в котором отражается: подготовка к эксперименту; проведение экспериментальных занятий; анализ результатов; выводы и рекомендации.
3 этап. Оформление дипломной работы.
3.1.Компоновка подготовленных текстов в главы.
3.2.Написание выводов по главам.
3.3.Составление заключения.
3.4.Написание введения.
3.5.Составление списка литературы.
3.6.Оформление приложений.
3.8.Составление оглавления.
3.9.Оформление титульного листа.
После ознакомления с логикой исследования может возникнуть вопрос: что с ней делать? Ответ: превратить в рабочий план курсовой (дипломной) работы, который станет своеобразным путеводителем на всем пути к защите своего труда. Как это сделать? В какой форме? Форма может быть произвольной.
Это может быть отдельная ученическая тетрадь. Указывается тема работы. Далее на страницах размещается рабочий план, проставляются сроки исполнения, и оставляется колонка для пометок о выполнении. Таким образом, процесс исследования может быть организован. Появится возможность контроля и самоконтроля за его ходом. Следует иметь в виду, что структуры готовых курсовых и дипломных работ отличаются от логики исследования.
Разберем подробнее содержание отдельных этапов.
1 этап. Подготовка к исследованию (теоретическая часть).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Учебное пособие
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- 1.3. Философские основы педагогического исследования
- Гносеология как общенаучная методологическая основа научного исследования и образования
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава II. Структура педагогического исследования
- 2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ
- 2.2. Рекомендации по определению научного аппарата исследования для курсовой работы
- 2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава III. Методы педагогического исследования
- 3.1. Виды научного исследования
- 3.2. Классификация методов научного исследования
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Методы эмпирического и теоретического исследования
- 3.3. Рекомендации по применению методов педагогического исследования
- 3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава IV. Методика описания опытной работы и оформление педагогического исследования
- 4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании
- 4.2. Оформление педагогического исследования
- Тематика курсовых и дипломных работ по теории обучения для студентов спф дневного и заочного отделений
- Тематика курсовых и дипломных работ по педагогическим технологиям для студентов спф дневного и заочного отделений