2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы
Начинается эта работа с определения «координат» будущего исследования, то есть «объектной области», «объекта», «предмета» и «темы» исследования. Характер работы зависит от выяснения соотношения курсовой и дипломной работ. В общем виде возможны два основных варианта: дипломная работа как самостоятельная, не связанная с курсовой, и дипломная работа как творческое развитие курсовой. Однако в условиях педагогического института подготовить дипломное исследование в течение нескольких месяцев практически не представляется возможным. Поэтому наиболее целесообразным является второй из указанных вариантов.
В чем состоит отличие дипломной работы от курсовой? В самом общем виде – более детализированной, углубленной разработкой изучаемых вопросов. Как это выглядит на участке работы от определения «координат» до постановки цели и задач?
Выбор «параметров» дипломной работы (далее – ДР) возможен двумя путями. Первый связан с детализацией исследования. В чем она заключается? Рассмотрим на примере.
Так, в курсовой работе (далее – КР), например, исследовались основные методы проблемного обучения на уроках русского языка. Устанавливалась причинно-следственная связь между изучением русского языка и методами проблемного обучения на языковом материале. Крупным планом рассматривались основные направления: «Реализация методов проблемного обучения на уроках русского языка», «Частично-поисковый метод на уроках русского языка», «Исследовательский метод на уроках русского языка». Студенту предстоит выбрать одно из направлений. При выборе учитываются: личный интерес студента, разработанность темы, наличие материала, возможность провести эксперимент, потребности общества. Короче, выбрать можно любое направление. Предположим, выбор пал на первое направление – реализацию методов проблемного обучения на уроках русского языка. Тем самым определяется предмет исследования. Затем следует формулировка (предварительная) темы дипломной работы. Учитывая методическую направленность педагогического научного исследования, тема определяется как
«Методы проблемного обучения на уроках русского языка как средство формирования мышления у младших школьников».
Теперь сопоставим «координаты» КР и ДР.
КУРСОВАЯ РАБОТА | ДИПЛОМНАЯ РАБОТА |
Объектная область: методы проблемного обучения. Объект: методы проблемного обучения при изучении русского языка. Предмет: методы проблемного обучения на уроках русского языка.
Тема: Методы проблемного обучения на уроках русского языка. | Объектная область: методы проблемного обучения. Объект: методы проблемного обучения при изучении русского языка. Предмет: формирование мышления у младших школьников через реализацию методов проблемного обучения. Тема: Методы проблемного обучения на уроках русского языка как средство формирования мышления у младших школьников. |
Из сопоставления видно, что объектная область, объект курсовой и дипломной работ при детализации остаются теми же, а предмет и тема детализируются.
Другой путь определения «координат» ДР как продолжения КР связан с углублением по линии выявления механизма действия причинно-следственных связей. Покажем это направление выбора темы ДР как продолжения КР на примере.
Естественным продолжением КР на тему «Выявление эффективных форм и методов при изучении русского языка» может явиться дипломная работа. Для нее характерно более глубокое проникновение в сущность исследуемого явления, выявление и объяснение механизма причинно-следственных связей, установленных в КР. Иными словами, в дипломной работе как более глубоком исследовании объясняется, в силу каких факторов и условий, то есть в силу какого механизма, данные причины (применение форм и методов при изучении русского языка, групповая форма организации) устойчиво дают определенное следствие, то есть высокий уровень усвоения знаний, умений, навыков по русскому языку.
Как определяются объектная область, объект, предмет, тема дипломной работы? В отличие от первого варианта, здесь меняются основные «координаты» темы. Сопоставим:
КУРСОВАЯ РАБОТА | ДИПЛОМНАЯ РАБОТА | |
Объектная область: методика преподавания русского языка. Объект: методика внеклассной работы по русскому языку. Предмет: кружковая работа по русскому языку.
Тема: Выявление наиболее эффективных форм и методов при изучении русского языка. | Объектная область: методика внеклассной работы по русскому языку. Объект: организация кружковой работы.
Предмет: процесс формирования познавательного интереса к изучению фонетики через кружковую работу. Тема: Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса к изучению фонетики в 1 классе. | |
|
|
Из сопоставления видно, что объект КР стал объектной областью ДР, предмет КР стал объектом ДР, а предмет ДР – новый, соответствующий одному из главных требований к ДР – выяснению механизма действий причинно- следственных связей. Тема ДР выводится из предмета и носит предварительный характер.
Затем следует анализ литературы и опыта, что позволяет выявить и сформулировать проблему исследования. В частности, из анализа литературы следует, что в настоящее время кружковая работа проводится без системы и методического обеспечения, поэтому необходима целенаправленная и взаимосвязанная классная и внеклассная работа, в которой бы кружок по русскому языку являлся связующим звеном.
Цель такого исследования состоит в том, чтобы выявить значимость формирования познавательного интереса к изучению фонетики в 1 классе через кружковую работу и разработать учебно-методический комплекс для кружковой работы.
В основу данного исследования может быть положена следующая гипотеза: познавательный интерес к изучению фонетики в 1 классе значительно повысится, если:
1. Выстроить определенную систему подготовки учащихся посредством кружковой работы.
2. Создать методические условия для кружковой работы.
3. Сформировать требования к отбору дидактического материала по фонетике для кружка.
4. Создать учебно-методический комплекс для кружковой работы.
Для проверки гипотезы потребуется решить ряд задач:
1. Раскрыть особенности внеклассной работы при изучении русского языка в начальной школе.
2. Исследовать кружковую деятельность в работах методистов.
3. Изучить состояние готовности младших школьников по теме «Фонетика».
4. Определить психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса к изучению фонетики.
5. Разработать методику по формированию познавательного интереса к изучению фонетики через кружковую работу, доказать её эффективность.
Таков второй вариант выбора темы дипломной работы как творческого продолжения курсовой.
Дипломная работа по методике русского языка может быть связана с любым разделом языкового и литературного образования и развития учащихся начальных классов. Дипломная работа по методике русского языка должна отвечать как общим требованиям, так и иметь свое специфическое содержание и структуру. Исследование нуждается в научном обосновании. Это значит, автор стремится доказать научную состоятельность как самой темы, так и различных аспектов ее рассмотрения, например, методики диагностики знаний учащихся, критериев оценки методов и приемов работы по языку или отдельных методических систем, параметров анализа языкового материала, уровней речевого развития детей и т. п.
Методика обучения русскому языку детерминирована свойствами, особенностями того языкового материала или литературного материала, поэтому следует обратиться к таким научным дисциплинам: к лингвистике и теории литературы.
Так, многие вопросы обучения грамоте, например, обучение плавному слоговому чтению, развитие фонематического слуха, формирование графических навыков, понятие об ударении и ряд других опираются на теорию фонетики, графику, фонологию. Все, что связано с формированием у учащихся грамотного письма: развитие орфографической зоркости, усвоение различных типов написаний и орфографических правил, выбор и обоснование системы изучения конкретного орфографического материала, характер упражнений, отбор дидактического материала и т. п. – в значительной мере определяется особенностями русской орфографии, ее принципами, их методической интерпретацией. Проблема обогащения словаря ребенка в одних случаях требует рассмотрения таких понятий, как многозначность слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы, в других случаях – особенностей русского словообразования, значений различных словообразовательных аффиксов.
Научное обоснование для большего числа методических тем может находиться на стыке преподаваемых наук – лингвистики и литературоведения. Так, методика развития связной речи – обучение пересказам, различным видам сочинений, анализу текста (его жанровых, стилистических, языковых особенностей) – опирается на теорию актуального членения предложения, на теорию сложного синтаксического целого, теорию жанров, стилистику.
Например, в дипломной работе «Совершенствование речевой культуры младших школьников в связи с изучением имени существительного» необходимо рассмотреть само понятие «культура речи» и лингвистические основы изучения имени существительного в аспекте развития и совершенствования речевой культуры. Правильно использовать понятие «культура речи» помогает рассмотрение таких вопросов:
Социальная значимость культуры речи, отношение к вопросам речевой культуры ученых-лингвистов, писателей, педагогов.
Краткая история учения о культуре речи.
Понятие нормы, изменение нормы, варианты нормы, нормы произносительные, лексические, морфологические, синтаксические.
Мастерство речи (богатство, точность, коммуникативная целесообразность, чистота).
Методические критерии оценки речи младших школьников.
Лингвистический анализ имени существительного (основные категории и формы, особенности произношения отдельных групп имен существительных, причины появления дублетных форм и др.) вскрыл внутренние резервы изучения этой темы для совершенствования речевой культуры младших школьников. Такой научный анализ, во-первых, доказывает правомерность основной проблематики дипломной работы – изучение и совершенствование речевой культуры младщих школьников; во-вторых, позволяет выработать и описать уровни овладения литературной нормой, классифицировать ошибки учащихся в употреблении имен существительных; в-третьих, спрогнозировать, реализовать и экспериментально проверить такую систему в изучении грамматического материала, которая ориентирует на развитие речи учащихся.
Методика русского языка имеет широкие и разнообразные связи с другими науками. Философия, логика, социология определяют ее методологические основы. Педагогика и ее разделы – теория воспитания, теория обучения, специальная педагогика, школоведение дают основание для коррекции целей и задач обучения русскому языку, для выбора организационных форм, методов, приемов воспитания и обучения, для реализации развивающего и воспитывающего потенциала русского языка как учебного предмета.
Исследование по методике русского языка не может не опираться на психологию – общую, педагогическую, возрастную, социальную. Методика русского языка оперирует целым рядом понятий: развитие, деятельность, знание, навык, умение, восприятие, память, мышление, эмоции, творчество и т.д., психологическое содержание которых должно быть глубоко осознанно пишущим для того, чтобы ставить и решать методические проблемы, такие, например, как речевое развитие младших школьников, восприятие художественного текста, особенности понимания связанного текста, речевое творчество, орфографический навык. Обращение к психологической литературе необходимо еще и потому, что во многих работах исследуется сам процесс формирования знаний, выявляются его закономерности и трудности, прослеживается взаимозависимость обучения, воспитания и развития личностных качеств ученика, при этом зачастую эти исследования построены на материале нашего учебного предмета. Таковы исследования Д.Б.Эльконина, Т.Г.Егорова по обучению чтению; Е.Н.Соколовой, Н.Г.Агарковой – по формированию каллиграфических навыков; О.И.Никифоровой, Л.Н.Рожиной – по восприятию художественного текста, литературного персонажа; Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленского, С.Ф.Жуйкова, В.В.Репкина, П.С.Жедек, Л.И.Айдаровой – по усвоению грамматических понятий и формированию орфографических навыков; Н.И.Жинкина, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой – по развитию речи.
Связь с предметами прослеживается в обосновании темы работы, в выборе методов исследования, в формулировании целей и задач педагогического эксперимента, в их методологическом и психолого-педагогическом обеспечении.
- Учебное пособие
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- 1.3. Философские основы педагогического исследования
- Гносеология как общенаучная методологическая основа научного исследования и образования
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава II. Структура педагогического исследования
- 2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ
- 2.2. Рекомендации по определению научного аппарата исследования для курсовой работы
- 2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава III. Методы педагогического исследования
- 3.1. Виды научного исследования
- 3.2. Классификация методов научного исследования
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Методы эмпирического и теоретического исследования
- 3.3. Рекомендации по применению методов педагогического исследования
- 3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава IV. Методика описания опытной работы и оформление педагогического исследования
- 4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании
- 4.2. Оформление педагогического исследования
- Тематика курсовых и дипломных работ по теории обучения для студентов спф дневного и заочного отделений
- Тематика курсовых и дипломных работ по педагогическим технологиям для студентов спф дневного и заочного отделений