Учебное пособие
АРМАВИР 2008
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Армавирского государственного педагогического университета
Рецензенты:
Методология и методы педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Армавир: Изд-во РИЦ АГПУ, 2008. – с.
Оглавление
Глава I.Методологические основы педагогического исследования
1.1. Общее понятие о науке…………………………………………………..4
1.2. Общее понятие о методологии научного исследования…………….…9
1.3. Философские основы педагогического исследования……………..….20
Список рекомендуемой литературы……………………………………………32
Глава II. Структура педагогического исследования
2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ……………………35
2.2. Рекомендации по определению научного аппарата исследования для курсовой работы…………..…………………………………………………….41
2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы…………………………………………………………………………….51
Список рекомендуемой литературы……………………………………………58
Глава III. Методы педагогического исследования
3.1. Виды научного исследования………………………………………………60
3.2. Классификация методов научного исследования………………………...65
3.3. Рекомендации по применению методов педагогического исследования………………………………………………………………..……96
3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы………………………………………..…………………118
Список рекомендуемой литературы……………………………………….….128
Глава IV. Методика описания опытной работы и оформление педагогического исследования
4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании……………………….130
4.2. Оформление педагогического исследования……………………..……..141
4.3. Существенные различия квалификационных работ…………………….147
Тематика курсовых и дипломных работ………………………………..…151
Список рекомендуемой литературы по разделам………………………...157
Тематика курсовых и дипломных работ………………………………..…162
Глава I. Методологические основы педагогического исследования
1.1. Общее понятие о науке
Название данной главы предполагает осмысление прежде всего некоторых общих исходных методологических положений о самом понятии «наука», знание которых является одним из компонентов и показателей методологической культуры исследователя и работника системы образования.
Прежде всего, необходимо осознать, что наука — многофункциональный феномен, поэтому, выявляя и обозначая ее родовое понятие, ученые подчеркивают, что она: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) сфера человеческой деятельности; 4) одна из форм общественного сознания и др.
Существует ряд определений науки:
- это сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
- это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- это ансамбль корректных, логичных и последовательных знаний, связанных и относящихся к категориям фактов, объектов и явлений; знаний, подчиненных определенным законам и проверенных экспериментальным методом;
- наука есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам (И. Кант).
Наука имеет свои цели. В различных источниках обозначаются различные цели науки.
Так, в энциклопедическом словаре (1979 г.) цели науки определяются как описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
В другом источнике отмечается, что цель науки, научной деятельности — идентифицировать и понять факторы, которые обуславливают проявление того или другого феномена в присущих ему формах, а также предвидеть на этой основе будущие эффекты его функционирования.
Изучение и принятие целей науки в широком смысле слова, по мнению Л. Клемента, должна явиться базой для эффективной организации собственного исследования.
Наука предполагает, с одной стороны, само существование явлений и феноменов, с другой, - существование детерминант и закономерностей, объясняющих функционирование первых.
Наука выполняет ряд функций:
- описание — фиксирует, создает образ объектов, явлений, феноменов;
- понимание — исследует вопрос «почему?», т.е., ведет поиск причин через анализ интерпретаций явления, определяя их значение;
- объяснение — разрабатывает теории, теоретические аспекты и концепции, позволяющие наблюдать и объяснять связи явлений в их постоянном функционировании;
- прогноз — предлагает направления развития и проявлений феноменов на основе открытых законов и закономерностей, предвидит проблемы той или иной области науки и возможности их решения;
- созидание — создает новые теории, методы, выявляет законы и закономерности на основе изучения уже имеющихся, определяет возможности сохранения, защиты окружающего мира и Вселенной в целом.
Из определений понятия «наука» следует, что важнейшим ее атрибутом является понятие «знание».
Знание в широком философском смысле трактуется как проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Существует и другое определение: знание - совокупность понятий, законов, принципов, суждений, оно бывает эмпирическим - выведенным из опыта, практики, и теоретическим - отражающим закономерные связи и отношения;
знание - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. В этом педагогическом смысле можно образовать словосочетание «знание знаний», имея в виду факт усвоенности знаний в философском смысле.
Другими важными атрибутами науки являются ее категории «теория», «концепция», «идея», «метод».
Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной, отрасли знаний (ФЭС);
теория - это детальное объяснение явления или комплекса таковых, которое позволяет сделать в пределах одного объекта множество открытий (Л. Клемент).
Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления (ФЭС);
концепция - это мысленное абстрактное представление об объекте, изложенное в общем виде; предметно-абстрактные знания, выраженные через определения и образующие описание категорий (Л. Клемент).
Идея (от греч. idea, то, что видно) - мысль, получившая концептуальное оформление; определяющая мысль, представленная как наглядный, зримый образ, лежащий в основе теоретического построения.
Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности; способ теоретического исследования и практического осуществления действия.
Наука возникла после философии и религии, поэтому она в определенной степени есть синтез двух этих предшествовавших ей отраслей культуры.
Исходя из общенаучного методологического принципа дополнительности, можно выделить сущностные признаки науки, представляющие собой антиномии:
1) единство нормативности и творчества (наука не рождается на пустом месте, для нее необходимы прежде всего определенный уровень образования, система знаний и умений);
2) статичность и динамичность;
3) универсальность и фрагментарность;
4) общезначимость и обезличенность;
5) систематичность и незавершенность;
6) преемственность и критичность;
7) достоверность и внеморальность;
8) рациональность и чувствительность;
9) оптимистическое прогнозирование и сомнение;
10) чувство удовлетворенности в целом и творческая неудовлетворенность.
Такова диалектика, присущая науке.
В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука — продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер). Эти взгляды подчеркивают фундаментальность значения науки.
Современная наука развивается по экспоненте (лат. exponentis — выставляющий напоказ; мат. - название показателя степени). Объем мировой научной информации в XX веке удваивался каждые 10-15 лет.
В наше время были попытки поставить науку выше других отраслей культуры, преувеличивались ее возможности. Возник так называемый сциентистский (от лат. scientia - наука) подход к науке и образованию. Сциентизм - это научная идеология, заявившая, что лишь наука, стало быть знания, способны решить все проблемы человечества, включая бессмертие. Сциентизм, абсолютизируя роль науки в системе культуры, в идейной жизни общества, объявил науку высшей ценностью. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом двух культурах - естественнонаучной и гуманитарной (Ч. Сноу. Две культуры).
Во второй половине XX в. в противоположность сциентизму появляется антисциентизм, исходящий из положения о принципиальной ограниченности возможности науки в решении коренных проблем человечества, более того, оценивающий науку как враждебную человеку силу и отказывающий ей в положительном влиянии на культуру.
Как отмечает Б.С. Гершунский, в науках, преимущественно индуктивных, то есть в тех отраслях научного знания, где решающее значение имеет добывание достоверных фактов в процессе специально поставленных экспериментов и наблюдений, все большее «возмущающее» воздействие оказывает различный уровень профессиональной квалификации экспериментаторов и наблюдателей, их мировоззренческая позиция, личностные интересы и приоритеты, эмоциональное состояние и др., так или иначе сказывающиеся на интерпретации, истолковании полученных данных. Со временем эти субъективные моменты не могли не поставить под сомнение и систему доказательств в подобных науках.
В науках преимущественно дедуктивного типа исходным пунктом познания выступает не факт, а теория. Но любая теория предполагает необходимость подтверждения своей истинности. Кризис дедуктивных наук, и естественных, и социальных как раз и состоит, по мнению Б.С. Гершунского, в том, что суждения о реальном статусе той или иной теории, ее объяснительных функциях и возможностях становятся все более приблизительными, недостаточно доказательными. Экспериментальным путем подтвердить теории, особенно касающиеся глобальных проблем развития естествознания или что еще более сложно, социальной, духовной сферы общества, практически невозможно из-за неубедительности и принципиальной недостаточности массива фактов, необходимых для гарантированной адекватной оценки теории.
- Учебное пособие
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- 1.3. Философские основы педагогического исследования
- Гносеология как общенаучная методологическая основа научного исследования и образования
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава II. Структура педагогического исследования
- 2.1. Алгоритмы написания курсовых и дипломных работ
- 2.2. Рекомендации по определению научного аппарата исследования для курсовой работы
- 2.3. Рекомендации по определению аппарата исследования для дипломной работы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава III. Методы педагогического исследования
- 3.1. Виды научного исследования
- 3.2. Классификация методов научного исследования
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Методы эмпирического и теоретического исследования
- 3.3. Рекомендации по применению методов педагогического исследования
- 3.4. Рекомендации по использованию некоторых приемов при исследовании выбранной проблемы
- Список рекомендуемой литературы к данной главе
- Глава IV. Методика описания опытной работы и оформление педагогического исследования
- 4.1. Опытная работа в педагогическом исследовании
- 4.2. Оформление педагогического исследования
- Тематика курсовых и дипломных работ по теории обучения для студентов спф дневного и заочного отделений
- Тематика курсовых и дипломных работ по педагогическим технологиям для студентов спф дневного и заочного отделений