Воспитание культуры поведения у дошкольников.
Понятие «культура поведение дошкольника» С.В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности. Понятие культуры поведения очень широкое, оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя культура человека должна находиться в единстве с внутренней Культура поведения дошкольников заключается в вежливости, в умении учитывать интересы товарищей, в бережном отношении к вещам, игрушкам, книгам, пособиям, в интересе к книгам, картинам, музыке, к культурному досугу, в правильной речи, чистоте и опрятности тела, одежды, в желании владеть необходимыми культурно-гигиеническими навыками.
Культура поведения дошкольника проявляется во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
К задачам воспитания культуры поведения дошкольников относятся:
1) формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
2) воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками;
3) воспитание культуры речи;
4) воспитание культуры деятельности.
Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста изложено в программе.
Наиболее важными условиями воспитания культуры поведения у дошкольников являются:
1) Авторитет и культура воспитателей и родителей.
2) Точное осуществление распорядка дня.
3) Организация развивающей предметно-игровой среды.
4) Положительная эмоциональная атмосфера в УДО и семье.
Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
Детям дошкольного возраста прививают навыки личной гигиены.
Знакомят с простейшими правилами культуры поведения в детском коллективе.
Детей приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать не торопясь пищу, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб. Они уже должны уметь пользоваться салфеткой. Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения. Ведется работа и по воспитанию вежливости. Формируя культуру взаимоотношений, между детьми, педагог воспитывает умение дружно жить, сообща пользоваться игрушками и книгами, а при необходимости уступать их друг другу; прививает умение оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, нуждающихся в помощи. Воспитатель старается вызвать у детей чувства симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.
Чтобы помочь детям осознать требования взрослых, полезно оценивать их поступки. К концу пребывания в детском саду старший дошкольник должен усвоить весь комплекс правил вежливости
Таким образом, если красивые поступки становятся для ребенка внутренней потребностью, можно считать, что у него воспитана культура поведения.
-
Содержание
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.