Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент
.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации.
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты ,моделирование
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.
В обучении детей используются наблюдение разного вида: I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления
Метод демонстрации, включает различные приемы: а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка; в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным; г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.
Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.