logo
дошкольная педагогика разбитые

Становление и развитие педагогики раннего детства.

Становление системы общественного воспитания и проблемы развития детей младенческого и раннего возраста. Первыми учреждениями для воспитания детей младенческого и раннего возраста были приюты для покинутых детей.

Главными целями образования в раннем возрасте выступают охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальных способностей и склонностей каждого малыша. Реализация личностно-ориентированной модели образования требует соблюдения следующих принципов:

- пренатальности воспитания;

- принцип воспитания детей в любви;

- принцип развития;

- педагогизации окружающей среды;

- оздоровительной и безопасной направленности воспитания;

- учета возрастных особенностей детей;

- единства педагогических воздействий;

- принцип индивидуализации.

Задачи образования:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка;

• поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого ребенка.

В соответствии с поставленными задачами, содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по следующим четырем сферам, в которых происходит развитие ребенка:

• физическое,

• познавательно-речевое,

• социально-личностное,

• художественно-эстетическое.

Образование в каждой из этих сфер строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника. Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка:

• словесные методы;

• наглядные методы;

• практические методы;

• методы прямого воздействия;

• метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия;

• метод проблемного воспитания и обучения.

В настоящее время существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста. Это государственные и частные учреждения дошкольного образования, включающие группы для детей раннего возраста. В некоторых из них имеются группы круглосуточного пребывания детей (пятидневки) и кратковременного (группы неполного дня). В системе дошкольного образования существуют также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста (центры творчества и развития, клубы и пр.). Для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, от рождения до 3 лет организованы дома ребенка. В последние годы все более широкое распространение получают новые модели образования для детей раннего возраста, ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении и предъявляют особые требования к сотрудничеству воспитателей, педагогов, медицинского персонала, которые должны постоянно координировать свои действия. Например, адаптационные группы кратковременного пребывания детей.