Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
Правильное физическое развитие ребенка невозможно без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных подгрупп. В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных режимных процессов. Так, начало обеда старших детей совпадает с началом сна маленьких, и старшие мешают спокойному засыпанию малышей ит.д. поэтому в разновозрастной группе более целесообразно руководствоваться общим режимом для всех. Для детей трех-четырех возрастов (с 3 до 7 лет) за основу берется режим дня среднего возраста (5 год жизни) и с учетом режима дня остальных детей вносятся некоторые изменения в продолжительность режимных процессов. Так, режимные процессы с младшими детьми начинают на 5-10 минут раньше, чем с более старшими. В противоположном порядке осуществляется только подъем детей после дневного сна (первыми на 15 минут поднимаются старшие дети).
Общность тематического содержания создает благоприятные условия для совместных сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Разные игры в разновозрастной группе проходят более интересно благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети старшего возраста. Большие возможности для организации интересной и содержательной игровой деятельности, для развития у детей умения взаимодействовать имеются в играх-драматизациях. В воспитательном отношении полезно объединение детей разного возраста в дидактических играх. Хорошо, если старшие берут на себя (самостоятельно или по предложению взрослого) функцию ведущего в несложных играх с правилами для младших детей, показывая им как играть. Подвижные игры должны проводится с детьми одного возраста, с двумя смежными подгруппами и со всей группой одновременно. Предпочтение следует отдавать играм детей одной или двух смежных возрастных подгрупп, так как это позволяет лучше учесть возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течении недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, так как при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной. На прогулке целесообразно подвижные игры со старшими детьми проводить сразу после выхода на участок, а с младшими детьми в середине прогулки.
Совместный труд детей разных возрастов имеет большое воспитательное значение как для младших, так и для старших детей, способствует осуществлению всех задач трудового воспитания, но особенно важен для формирования трудовых навыков и положительных взаимоотношений. Полезен в педагогическом отношении и опыт систематического назначения на дежурство детей разного возраста. Дежурные трудятся вместе, но обязанности у них разные, соответсвующие их возможностям и умениям.
Условия правильной организации обучения в разновозрастной группе: 1) хорошее знание программы воспитателем, умение свободно ориентироваться в материале всех возрастных групп; 2) осуществление обучения по возрастным подгруппам; 3) включение в образовательное содержание каждого занятия нового материала и вместе с тем его доступность и интерес для детей соответствующего возраста. Одновременно могут решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, другим детям предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно; 4) в процессе занятий должна сохраняться необходимая последовательность учебного процесса в отношении к каждой подгруппе. За изучением нового материала должно идти его повторение и закрепление, затем – упражнение в использовании полученных знаний и умений.
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.