Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
Задачи: - глубокое и всестороннее овладение детьми культурой своего собственного народа, что является неприметным условием интеграции в другие культуры;
- формирование у детей представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
- создание условий для интеграции детей в культуры других народов;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Средства и методы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.
• Основным средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей является общение, если его вслед за психологами (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) считать видом деятельности. Уже с самого раннего детства ребенок общается сначала со взрослыми, которые его окружают, а потом со сверстниками. Общение важнейшее из средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей, но нельзя забывать и об ознакомлении детей с культурой представителей разных национальностей. Здесь средством поликультурного воспитания дошкольников становятся устное народное, декоративно-прикладное, музыкальное творчество народов. Если просто рассказывать детям дошкольного возраста о самобытности разных национальностей и в то же время и различиях между ними, дети, в силу своих возрастных особенностей, вряд ли, смогут понять, о чем с ними говорят. А на доступных их пониманию примерах из сказок, наглядном материале, педагогу легче будет добиться положительного результата в воспитании симпатии и уважения к людям разных национальностей. Знакомясь с различными сказками народов, ребенок невольно станет сравнивать их друг с другом. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов. Сказки разных народов так часто схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения .
• Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей можно считать также и народные песни потому, что их язык интернационален. Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов можно почувствовать некоторые сходства, хотя язык этих песен разный. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство народов земли, помогает сблизить народы.
• К.Д.Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению.
• Самое близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме.
-
Содержание
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.