Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
К основным средствам народной педагогики относиться: труд, устное народное творчество, игры, песня, танцы, традиции, обряды, обычаи. Труд – обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. Исторические и природно-географические условия повлияли на развитие характерных для белорусов видов трудовой деятельности, сформировалитакие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скромность, бережливость, уважение к людям труда и др. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятие ремеслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Разнообразным видам трудовой деятельности человек обязан появлением и развитием языка. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. Мать, которая по традиции вводит своего ребенка в народный язык, не только способствует развитию языкового дара и мышления маленького человека, но и передает ему элементы народной морали, помогает понять и усвоить народную психологию, традиции, культуру, духовные и нравственные ценности. Знакомство ребенка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество – животворящий источник, питающий силой педагогическую «теорию» народных масс. На протяжении многих тысячелетий оно было своеобразным «учебником жизни», передовало от старшего поколения к младшему народную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей. Огромную воспитательную роль отыграли пословицы и поговорки, народные сказки, загадки, приметы. К древнейшим и важным народным средствам народной педагогики относяться игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые и дети. Простота и доступность народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании.
Обычаи – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми, средство приобщения к определенному социальному и культурному опыту, который передается из поколения в поколение и регламентирует поведение людей. Обычаи сохраняются в бытовой сфере, морали, гражданских отношениях. Обряд – определенные символические действия, обусловленные тем или другим обычаем. Народные календарно-аграрные, семейные религиозные праздники отражают своеобразие быта и культуры народа и в яркой эмоциональной форме приобщают его к идеалам. От рождения до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который владеет высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. Белорусские народные песни содержат в себе определенный свод моральных требований, выработанных на протяжении многовековой истории народа. История, быт, культура народа находят свое отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, сюжетность, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.
Методы воспитания в народной педагогике
В народной педагогике можно выделить много методов воспитания:
труд, положительный пример, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет,
приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, соревнование,
упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение,
поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза,
проклинание, запугивание, обзывание и др.
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.