logo
дошкольная педагогика разбитые

Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.

К основным средствам народной педагогики относиться: труд, устное народное творчество, игры, песня, танцы, традиции, обряды, обычаи. Труд – обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. Исторические и природно-географические условия повлияли на развитие характерных для белорусов видов трудовой деятельности, сформировалитакие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скромность, бережливость, уважение к людям труда и др. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятие ремеслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Разнообразным видам трудовой деятельности человек обязан появлением и развитием языка. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. Мать, которая по традиции вводит своего ребенка в народный язык, не только способствует развитию языкового дара и мышления маленького человека, но и передает ему элементы народной морали, помогает понять и усвоить народную психологию, традиции, культуру, духовные и нравственные ценности. Знакомство ребенка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество – животворящий источник, питающий силой педагогическую «теорию» народных масс. На протяжении многих тысячелетий оно было своеобразным «учебником жизни», передовало от старшего поколения к младшему народную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей. Огромную воспитательную роль отыграли пословицы и поговорки, народные сказки, загадки, приметы. К древнейшим и важным народным средствам народной педагогики относяться игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые и дети. Простота и доступность народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании.

Обычаи – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми, средство приобщения к определенному социальному и культурному опыту, который передается из поколения в поколение и регламентирует поведение людей. Обычаи сохраняются в бытовой сфере, морали, гражданских отношениях. Обряд – определенные символические действия, обусловленные тем или другим обычаем. Народные календарно-аграрные, семейные религиозные праздники отражают своеобразие быта и культуры народа и в яркой эмоциональной форме приобщают его к идеалам. От рождения до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который владеет высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. Белорусские народные песни содержат в себе определенный свод моральных требований, выработанных на протяжении многовековой истории народа. История, быт, культура народа находят свое отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, сюжетность, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

Методы воспитания в народной педагогике

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания:

труд, положительный пример, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет,

приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, соревнование,

упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение,

поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза,

проклинание, запугивание, обзывание и др.