logo
дошкольная педагогика разбитые

Система дошкольного образования в Республике Беларусь.

В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.) указано, что дошкольное образование является первым уровнем основного образования, направленным на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и

индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Система дошкольного образования включает в себя:

- участников образовательного процесса;

- образовательную программу;

- учреждения дошкольного образования;

- органы государственного управления.

Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи, общества и государства на разностороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными особенностями. В «Положении об учреждении дошкольного образования» (2011 г.) указывается, что основными задачами учреждения дошкольного образования являются:

• обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;

• приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;

• выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;

• обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;

• формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;

• создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;

• охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.

Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:

- ясли;

- ясли-сад;

- детский сад;

-санаторный ясли-сад;

- дошкольный центр развития ребенка.

На ближайшее время планируется реализация Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 годы.

Цель развития системы дошкольного образования – дальнейшее развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства, обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным

особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. В настоящее время стратегическими направлениями развития системы дошкольного образования являются:

а) оптимизация сети учреждений дошкольного образования;

б) создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования;

в) развитие высокотехнологичного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;

г) повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

  1. Краткая история создания программных документов по дошкольному воспитанию.

Программа – государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором определены цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста, содержание образовательной работы с детьми разных возрастных групп. Программа помогает воспитателю строить педагогический процесс планово, видеть перспективу развития детей, осуществлять целостное формирование личности с ранних лет жизни, обеспечивать преемственность в воспитательно-образовательной работе на протяжении дошкольного детства, является ориентиром для воспитания детей в семье.

Принципами построения программы являются:

1) концентрический – по мере взросления ребенка усложняется содержание;

2) линейный;

3) учета возрастных и индивидуальных особенностей;

4) доступности;

5) систематичности и последовательности расположения материала;

6) связи с жизнью;

7) развивающего обучения;

8) единства воспитательной и образовательной работы;

9) осуществления воспитания детей в деятельности.

Первым программным документом была «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919 г.).

В 1925 г. выходит «Инструкция по ведению детского сада», разработанная Наркомпросом БССР. В «Программе навыков» (1928 г.) были определены разделы работы, конкретные задачи воспитания и их усложнение для каждой возрастной группы. Первый проект программы работы дошкольных учреждений был издан в 1932 г. «Проект» оказал определенное влияние на изданные в Белоруссии в течение 1932-1933 г.г. так называемые ориентировочные годичные и квартальные программы: «Гадавая праграма дашкольных устаноў» (Мн., 1932), «Праграмы і змест работы дашкольных устаноў на асенні квартал» (Мн., 1932), «...на зімовы квартал» (Мн., 1933) и т. д., «Праграма па грамацка-палітычным выхаванні для дашкольных устаноў» (Мн., 1933). В основу «Программ и внутреннего распорядка детского сада» (1934 г.) была взята часть проекта 1932 г., ориентированная на организацию работы по «видам деятельности». Указанную программу в Белоруссии приняли за основу. Год спустя здесь вышли «Праграмы педагагічнай работы для дзяцей ад 2 да 4 год» и «Праграмы і ўнутраны распарадак дзіцячага сада». Программно-методические указания «Руководство для воспитателя детского сада» вышли в 1938 г.), а затем в 1953 г. «Программа воспитания в детском саду» (1962 г.) – единая программа воспитательной работы с детьми от двух месяцев и до поступления в школу, создана авторским коллективом научных работников Академии педагогических и Академии медицинских наук под руководством А.П.Усовой. В 1969 г. вышла в свет усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду». На основе научных исследований и передового педагогического опыта 70-х – начала 80-х годов была подготовлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под руководством Н.Н. Поддьякова, Р.А. Курбатовой (1984 г.), разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В БССР в 1985 г. вышла «Программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». В 90-х годах прошлого века в связи с новыми условиями деятельности дошкольных учреждений появились соответствующие программы. Программа «Гибкий режим в детском саду» (Минск: НИО, 1992). «Программа семейного детского сада» (Минск: НИО, 1994).

«Программа семейного воспитания детей раннего возраста» (Минск: НИО, 1993). «Программа художественного воспитания в детском саду» – авторы Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко (Минск, 1996). «Пралеска» – это программа дошкольного образования детей от рождения до поступления в школу. Авторский коллектив – это в основном преподаватели ФДО БГПУ. Среди авторов Н.С. Старжинская, Д.Н.Дубинина, И.В. Житко, Н.В. Литвина, Т.В. Поздеева, А.Н. Белоус и др.Программа выполнена под редакцией профессора Е.А. Панько.

Основные принципы образовательной работы:

• гуманизации;

• гармонии трех начал;

• природосообразности и индивидуализации;

• оздоровительной направленности воспитания;

• взаимосвязи национального и общечеловеческого в образовании;

• развития психики в деятельности и общении;

• взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении.

Программа включает в себя два базисных блока и приложение.