logo
дошкольная педагогика разбитые

Конструктивно-строительная игра.

В истории педагогики конструктивно-строительные игры описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста:

• система Ф. Фребеля,

• «Вальдорфская педагогика»,

• система К.К. Шлегера.

Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Конструктивно-строительные игры относятся к ведущему классу игр детей дошкольного возраста – самодеятельным, творческим играм (С.Л. Новоселова, В.В. Зворыгина, Л.А. Парамонова).

Особенности:

- проявление детьми активности, которая носит инициативный, творческий характер;

- замещение одних предметов другими;

- косвенное участие взрослых в их подготовке и проведении;

- в основе конструктивные умения и способности детей;

- содержанием этих игр являются впечатления детей об окружающем предметном мире;

- это деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного результата, продукта, соответствующего его функциональному назначению;

- деятельность, максимально приближенная к созидательной продуктивной человеческой деятельности;

- важное значение имеет деятельность рук, связанная с активной работой сознания;

- имеет место «движение в пространстве» (Е.А. Флерина) того, кто строит и создание из частей целого;

- специфика в использовании материалов (строительные, природные, конструкторы, бумага и др.);

- связь с другими видами игр.

Значение:

- развитие мышления, пространственного воображения, креативности.

Виды конструирования:

- конструирование по образцу;

- конструирование по собственному замыслу;

- конструирование по модели (А.Р. Лурия);

- конструирование по условиям.

Различаются следующие виды строительного материала:

-специально созданный (напольный, настольный строительный материал, конструкторы);

- природный (песок, снег, глина, камни);

- подсобный, или бросовый (доски, ящики, коробки и др.).

В процессе руководства этим видом игр должна решиться, прежде всего, задача обогащения представлений детей наблюдением построек в жизненных условиях. Много дает ознакомление со строительством в реальной жизни. Важно также ознакомление детей с основными формами

конструктивно-строительных деталей (кубиками, брусками, кирпичиками, пластинами, призмами, цилиндром). Следует показать ребятам способы соединения деталей, замены одной формы детали с помощью других.

Значение:

- развитие конструктивных способностей дошкольников. Е.И. Флерина в своих исследованиях выделяет три этапа развития конструктивных способностей дошкольников;

- воспитание положительных взаимоотношений, организаторских способностей, воспитания морально-волевых качеств детей;

- воспитание у детей активности, находчивости.

Условия:

- наличие места для развития конструктивно-строительных игр;

- наличие строительных наборов, конструкторов, дополнительных и иллюстрированных материалов;

- хранение материалов в специальных нишах, ящиках или в шкафах с отделениями по каждой группе деталей, в ящиках на роликах;

- наличие в уголках мелких игрушек из ткани, резины, металла, полиэтилена, дерева;

-наличие альбомов с фотографиями интересных в архитектурном плане объектов родного поселка, города, столицы, замков, мостов. Здесь же могут быть зарисовки образцов сооружений, построенных воспитателем и детьми;

- возможность сохранения построек в течение нескольких дней с целью дальнейшего их усовершенствования.