Основы экономического воспитания дошкольников.
Экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентаций, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся
экономическом образе мышления. Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое
образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка. В этом состоит цель экономического воспитания: формирование у детей доступных экономических понятий,
воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них. В работе с детьми дошкольного возраста может идти речь о возможности формирования лишь предпосылок экономического воспитания. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во
взаимодействии с родителями воспитуемых. Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к
материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Задачи экономического воспитания дошкольников.
1. Понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей.
2. Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
3. Осознавать на доступном детям уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.
4. Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, жалость.
5. Приучать вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Содержание экономического воспитания дошкольников
Содержание экономического воспитания дошкольников включает следующие направления:
1) труд – продукт (товар);
2) деньги, цена, стоимость;
3) реклама;
4) полезные навыки и привычки в быту.
-
Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.
Эстетическое воспитание дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни. Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.
Эстетические впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире – в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают ребенка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Художественно- эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.
В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:
единство в понимании красивого, доброго, правильного;
целостное восприятие содержания и формы;
способность к соучастию и сопереживанию;
непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:
• принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
• культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
• обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:
1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.
2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).
3. Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.
-
Средство эстетического воспитания у дошкольников.
Средства эстетического воспитания дошкольников
В педагогической деятельности применяется комплекс художественно- эстетических средств:
окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);
искусство (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, архитектура);
собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, словесно художественное творчество, музицирование, изобразительная деятельность, дизайн).
Выбор методов зависит от источника знаний, вида эстетической деятельности, задач педагога, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы эстетического воспитания:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод эстетического убеждения;
• метод сенсорного насыщения;
• метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности:
• самостоятельная художественная деятельность детей;
• организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке и др.;
• экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д.;
• театрализованные игры и игры-драматизации;
• праздники и развлечения.
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.