logo
дошкольная педагогика разбитые

Основы экономического воспитания дошкольников.

Экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентаций, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся

экономическом образе мышления. Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое

образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка. В этом состоит цель экономического воспитания: формирование у детей доступных экономических понятий,

воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них. В работе с детьми дошкольного возраста может идти речь о возможности формирования лишь предпосылок экономического воспитания. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во

взаимодействии с родителями воспитуемых. Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к

материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.

Задачи экономического воспитания дошкольников.

1. Понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей.

2. Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

3. Осознавать на доступном детям уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.

4. Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, жалость.

5. Приучать вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Содержание экономического воспитания дошкольников

Содержание экономического воспитания дошкольников включает следующие направления:

1) труд – продукт (товар);

2) деньги, цена, стоимость;

3) реклама;

4) полезные навыки и привычки в быту.

  1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни. Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.

Эстетические впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире – в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают ребенка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Художественно- эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.

В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:

 единство в понимании красивого, доброго, правильного;

 целостное восприятие содержания и формы;

 способность к соучастию и сопереживанию;

 непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:

• принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

• культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

• интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

• эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

• обогащения сенсорно-чувственного опыта;

• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.

2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).

3. Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

  1. Средство эстетического воспитания у дошкольников.

Средства эстетического воспитания дошкольников

В педагогической деятельности применяется комплекс художественно- эстетических средств:

окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);

искусство (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, архитектура);

собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, словесно художественное творчество, музицирование, изобразительная деятельность, дизайн).

Выбор методов зависит от источника знаний, вида эстетической деятельности, задач педагога, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методы эстетического воспитания:

• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

• метод эстетического убеждения;

• метод сенсорного насыщения;

• метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

• метод разнообразной художественной практики;

• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

• метод эвристических и поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности:

• самостоятельная художественная деятельность детей;

• организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке и др.;

• экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д.;

• театрализованные игры и игры-драматизации;

• праздники и развлечения.