Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
Программа государственный документ учрежденный министерством образования. В нем определены цели и задачи и содержание дошкольного образования детей первых 6-7 лет жизни.
Важнейший принцип образования РБ принцип демократизма, определен в «Законе об образовании РБ», предполагает, что педагоги имеют право использовать разные варианты программ и альтернативу (приоритет той или иной программы) 1995-96 г. 1-е издание национальной программы «Пралеска» (Елизавета Александровна Панько, Ан. Ивановна Васильеваи др.) 2-е издание 2006 г. «Пралеска», (символ цветка Беларуси развитие ренка сравнивается со стадиями развития цветка, предлагает переход от авторитарному к демократическому воспитанию).
Структура программы: (отличие от предыдущей: введение – появляются 3 новых раздела «Познай, чтобы воспитывать» - берет начало с трудов К.Д.Ушинского, «Расти здоровым, малыш» - здоровье физическое и психологическое, «Сотрудничество с семьей» - воспитатели и родители рассматриваются как партнеры. Материал располагается по возрасту группы: «Малютки», «Малыши», «Почемучки», «Фантазеры», Во введении определены основные принципы программы (новые – гуманизма, гармонии трех начал (физического, духовного и интеллектуального), оздоровительной направленности, тесной связи национального и общечеловеческого воспитания). Каждая возрастная группа разделена по разделам: характеристика физиологического и психологического развития, «я и мир вокруг меня», «развитие в деятельности», новый раздел «базисные характеристики психического развития» т.е. то что должен достичь ребенок к концу года. 5 приложений: обучение иностранному языку, работа с одаренными, , коррекция межличностных взаимоотношений, физического развития показатели.
Программа «Гибкий режим в д/с» ,92 г. (вышла в период, когда мамы получили возможность быть с ребенком до 3-х лет, возникла угроза закрытия д/у. Суть – наибольший охват детей общего дошкольного воспитания с 2 до 6 лет. 1 вариант как обычный групповой д/с но с гибким режимом; 2 вариант – создание прогулочных групп (1-2 ч до 5-6 часов, но оплата соответствует, до 4 часов не предусматривается питание) 3 вариант – тематические группы (по изучению иностранному языку, с целью подготовки к школе, с эстетическим направлением) Характерная особенность – написана в популярно занимательной форме предназначена для воспитателей и родителей.
Программа «Семейное воспитание детей раннего возраста» 93г. Предназначена для родителей, воспитателей детей от рождения до 3-х лет. Дана подробная информация чему нужно учить ребенка на 1,2,3 году жизни. Много внимания пренатальной педагогике. Авторы учат родителей любить детей.
Программа «Семейного д/с» Предназначена воспитателям работающим в группах семейного типа, могут быть на дому или созданы в д/с. Выделено 4 направления: психо-физическое, познавательное, эмоционально-моральное, речевое. Характерная особенность по каждому разделу предусмотрено ознакомление, не только со своей национальной культурой и других народов.
В РБ есть ряд программ по различным направлениям: физическое – «Очарование» Л.Д.Глазырина, «Физкульт-ура» В.Н.Шебеко (направлены на оздоровление физическое развитие с учетом индивидуальных особенносте физической подготовки и состояния здоровьяв содержании программы входит: физкультурно-оздоровительная работа, занятия по физической культуре, активный отдых, спортивный танец, упражнения для развития физических качеств, элементы ритмики, акробатические упражнения, подвижные и спортивные игры. Социально-нравственные –«Хорошие манеры» И.Комарова, «Царица экономика» Н.Селиванова по эстетическому «Вянок» Ю.Гомзова.
На данный момент действует новая учебная программа дошкольного воспитания, которая была разработана институтом образования РБ 13 января 2011 года, в соответствии с кодексом РБ об образовании.
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.