logo
дошкольная педагогика разбитые

Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.

Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялось в семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьми окружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций, существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхождения

Беларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольных учреждений, хотя потребность в них была велика. Это обусловливалось наличием большого числа детей-подкидышей, сирот, беспризорных и безнадзорных детей вследствие частых войн, проходивших на территории Беларуси. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшого количества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Был открыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 – воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили более широкую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия. Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларуси связано с деятельностью известного педагога В.Ф. Одоевского.

В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в стране был выявлен ряд существенных противоречий в системе общественного дошкольного воспитания. Эти противоречия сводились к следующему:

- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семью как примат воспитательно-образовательного процесса;

- создание «закрытой» модели детского сада заведомо способствовало возникновению отчуждения между родителями и педагогами;

-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической и методической базы (единая Программа воспитания и обучения в детском саду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно- дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы). Необходимо было предпринимать меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию системы общественного дошкольного воспитания. На основе всего того ценного, что имелось в существующей системе дошкольного воспитания, ориентации на положительный зарубежный опыт, а также на социальный заказ семьи, школы, общества были определены основные цели преобразования дошкольного воспитания в Беларуси:

1) выведение государственной системы общественного дошкольного воспитания на уровень современных требований, повышение престижа дошкольного воспитания, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;

2) создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей в обучении и воспитании детей.

Исходя из этих целей, важнейшими направлениями преобразования дошкольного воспитания стали:

- переход на новое содержание и технологии образования дошкольников;

- отказ от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога с детьми и переход на личностно-ориентированную модель;

- дифференциация сети дошкольных учреждений с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей родителей и детей;

- развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (приглашение по договорам специалистов для оказания платных образовательных и оздоровительных услуг, организация дополнительных групп в вечернее время и др.);

- определение комплекса услуг по оказанию помощи в воспитании и обучении детей на дому;

- преобразование дошкольного учреждения в психолого- педагогический, научно-методический, культурный центр по работе с семьей.