Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялось в семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьми окружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций, существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхождения
Беларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольных учреждений, хотя потребность в них была велика. Это обусловливалось наличием большого числа детей-подкидышей, сирот, беспризорных и безнадзорных детей вследствие частых войн, проходивших на территории Беларуси. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшого количества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Был открыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 – воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили более широкую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия. Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларуси связано с деятельностью известного педагога В.Ф. Одоевского.
В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в стране был выявлен ряд существенных противоречий в системе общественного дошкольного воспитания. Эти противоречия сводились к следующему:
- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семью как примат воспитательно-образовательного процесса;
- создание «закрытой» модели детского сада заведомо способствовало возникновению отчуждения между родителями и педагогами;
-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической и методической базы (единая Программа воспитания и обучения в детском саду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно- дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы). Необходимо было предпринимать меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию системы общественного дошкольного воспитания. На основе всего того ценного, что имелось в существующей системе дошкольного воспитания, ориентации на положительный зарубежный опыт, а также на социальный заказ семьи, школы, общества были определены основные цели преобразования дошкольного воспитания в Беларуси:
1) выведение государственной системы общественного дошкольного воспитания на уровень современных требований, повышение престижа дошкольного воспитания, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;
2) создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей в обучении и воспитании детей.
Исходя из этих целей, важнейшими направлениями преобразования дошкольного воспитания стали:
- переход на новое содержание и технологии образования дошкольников;
- отказ от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога с детьми и переход на личностно-ориентированную модель;
- дифференциация сети дошкольных учреждений с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей родителей и детей;
- развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (приглашение по договорам специалистов для оказания платных образовательных и оздоровительных услуг, организация дополнительных групп в вечернее время и др.);
- определение комплекса услуг по оказанию помощи в воспитании и обучении детей на дому;
- преобразование дошкольного учреждения в психолого- педагогический, научно-методический, культурный центр по работе с семьей.
- Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.
- Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.
- Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.
- Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Современная педагогическая возрастная периодизация.
- Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога.
- Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
- Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
- Различные стили семейного воспитания.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- Система дошкольного образования в Республике Беларусь.
- Характеристика белорусских программ дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования, ее особенности и структура.
- Становление и развитие педагогики раннего детства.
- Особенности периода раннего детства и его значение.
- Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
- Теоретические основы игры.
- Современные классификации детских игр, их своеобразие.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Режиссерская игра.
- Конструктивно-строительная игра.
- Театрализованные игры.
- Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.
- Белорусская народная игрушка, её своеобразие и педагогическая ценность.
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.
- Модели и типы обучения дошкольников.
- Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
- Формы организации обучения дошкольников.
- Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Воспитание гуманности у дошкольников.
- Воспитание нравственно-волевых качеств характера у дошкольников.
- Капризы и упрямство детей, их причины и меры предупреждения.
- Воспитание коллективизма у дошкольников.
- Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста.
- Сущность индивидуального подхода к ребенку, условия и этапы его осуществления.
- Воспитание культуры поведения у дошкольников.
- Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- Основы экономического воспитания дошкольников.
- Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.
- Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- Модели построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
- Планирование педагогического процесса.
- Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями.
- Готовность детей к школьному обучению.