logo
дошкольная педагогика разбитые

Современные классификации детских игр, их своеобразие.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Авторы классификаций игр:

Ф. Фребель. К. Грос. П.Ф. Лесгафт. Н.К. Крупская.

В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных

народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч ит.п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр была разработана С.Л. Новоселовой, выделившей три основных класса игр:

- самостоятельные игры, возникающие по инициативе ребенка (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры-экспериментирование);

- игры, организованные взрослым с образовательной и воспитательной целями (обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрализовано-постановочные);

- народные игры, возникающие по инициативе взрослого или более старших детей.

Поскольку развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания, некоторые ученые классифицируют игры как прямо направленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). При этом выделяют игры, одновременно способствующие и нравственному воспитанию дошкольников (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, народные, подвижные и др.)