Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
Эволюционное развитие человека на пути его превращения в активного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектика ступеней: от биологического индивида (первая ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее к формированию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как
полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.
Активная позиция человека как постоянного носителя социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности.
Реализация активности социализированной личности в различных видах духовной деятельности: познавательной (познание окружающей действительности и самопознание); ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания, и избегание отрицательных); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение и освоение культурной информации).
Личность — реальность особого рода, уникальная в своей основе. Дискуссионное толкование общей модели личности, ее показателей в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконникова, А. Ковалев, И. Кон, А. Леонтьев, К. Платонов, Э. Соколов, В. Ядов и др.). Несостоятельность одномерной характеристики личности (например, как только «сгустка» сексуальной энергии или только совокупности общественных отношений). Стратификационность структуры личности. Органичная взаимосвязь ее основных компонентов, психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).
Приоритетность индивидуализации личности в досу-говой сфере в отличие от других сфер жизнедеятельности (производственной, гражданской, отчасти семейной), где не-редко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. Игнорирование этой закономерности при ориентации на массовые формы досуговой деятельности. Подавление самобытности личности, насаждение под видом кол-
70
71
лективизма ее стереотипности — результат подобной ориентации.
Характеристика федерального, регионального и муниципального (местного) социально-культурного контекста жизни современного российского общества. Суть социально-культурного контекста образовательного, информационного, профессионального, общекультурного и досугового пространства. Уровни включенности личности в социально-культурный контекст жизнедеятельности своего региона (города, района).
Характеристика условий, обеспечивающих включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировые цивилизационные социокультурные процессы в области образования, искусства, информации, досуга, духовного развития.
Классификация лиц, выступающих в качестве субъектов социально-культурной деятельности на профессиональной и непрофессиональной (самодеятельной) основе. Лица, занятые преимущественно производством социально-культурных ценностей (1); лица, занятые преимущественно отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые преимущественно управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые преимущественно воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).
Поколения как субъект социокультурной деятельности. Понятие поколения (лат. генерация) как категории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества.
Поколения и их отношения между собой — одна И3| самых главных действующих энергетических и информационных сил общества. Поколение как относительно самостоятельный социальный институт, реализующий свойственные ему социальные функции. Передача культурных ценности
приоритетная функция поколений, главенствующая в их
отношениях друг с другом. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер этого процесса, направленного на обогащение, накопление и развитие социокультурного опыта.
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества