logo
СКД стр

Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности

Эволюционное развитие человека на пути его превра­щения в активного субъекта социально-культурной деятель­ности. Диалектика ступеней: от биологического индивида (первая ступень) через социализацию к члену общества, спо­собному выполнять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее к формированию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как

полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

Активная позиция человека как постоянного носителя социальных ролей и культурных ценностей в процессе соци­ально-культурной деятельности.

Реализация активности социализированной личности в различных видах духовной деятельности: познавательной (познание окружающей действительности и самопознание); ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельно­сти); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания, и избегание отрица­тельных); проективной (предвосхищение желаемого буду­щего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение и освоение культурной информации).

Личность — реальность особого рода, уникальная в своей основе. Дискуссионное толкование общей модели лич­ности, ее показателей в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконнико­ва, А. Ковалев, И. Кон, А. Леонтьев, К. Платонов, Э. Соко­лов, В. Ядов и др.). Несостоятельность одномерной характе­ристики личности (например, как только «сгустка» сексу­альной энергии или только совокупности общественных от­ношений). Стратификационность структуры личности. Ор­ганичная взаимосвязь ее основных компонентов, психофи­зическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приоб­щение к роду), общественная сориентированность (социали­зация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).

Приоритетность индивидуализации личности в досу-говой сфере в отличие от других сфер жизнедеятельности (производственной, гражданской, отчасти семейной), где не-редко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. Игнорирование этой закономерности при ориен­тации на массовые формы досуговой деятельности. Подав­ление самобытности личности, насаждение под видом кол-

70

71

лективизма ее стереотипности — результат подобной ориен­тации.

Характеристика федерального, регионального и муни­ципального (местного) социально-культурного контекста жизни современного российского общества. Суть социально-культурного контекста образовательного, информационного, профессионального, общекультурного и досугового про­странства. Уровни включенности личности в социально-культурный контекст жизнедеятельности своего региона (го­рода, района).

Характеристика условий, обеспечивающих включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общеми­ровые цивилизационные социокультурные процессы в об­ласти образования, искусства, информации, досуга, духовно­го развития.

Классификация лиц, выступающих в качестве субъек­тов социально-культурной деятельности на профессиональ­ной и непрофессиональной (самодеятельной) основе. Лица, занятые преимущественно производством социально-культурных ценностей (1); лица, занятые преимущественно отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые преимущественно управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые преимущест­венно воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

Поколения как субъект социокультурной деятельно­сти. Понятие поколения (лат. генерация) как категории, от­ражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического разви­тия общества.

Поколения и их отношения между собой — одна И3| самых главных действующих энергетических и информаци­онных сил общества. Поколение как относительно самостоя­тельный социальный институт, реализующий свойственные ему социальные функции. Передача культурных ценности

приоритетная функция поколений, главенствующая в их

отношениях друг с другом. Непрерывность, преемствен­ность и всеобъемлющий характер этого процесса, направ­ленного на обогащение, накопление и развитие социокуль­турного опыта.