logo
СКД стр

Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений

Понятие о социально-культурной деятельности как исторически сложившейся совокупности многочисленных субъектов социокультурной деятельности, являющихся но­сителями не только определенных проблем, но и конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

Многообразие общественных межсубъектных отно­шений в процессе социально-культурной деятельности. Спе­цифика мотивов и проявлений экономических и социальных отношений.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельно­сти» и его многозначность.

Характеристика субъектов, составляющих структуру социально-культурной деятельности как общественной и пе­дагогической системы. Классификация субъектов в зависи­мости от их функционального назначения в социально-культурной системе.

Творческий блок. Субъекты, связанные с производст­вом (созданием) и воспроизводством культурных ценностей. Сеть социальных институтов профессионального культурно­го творчества, анонимного народного творчества, непрофес­сионального, любительского, индивидуального социально-культурного творчества.

Коммуникативный блок. Субъекты, обеспечивающие хранение и передачу от поколения к поколению культурного наследия, памятников культуры и природных ценностей, Распространение, трансляцию культурных ценностей в про-

69

странстве с помощью коммуникативных каналов, в первую ] очередь средств массовой информации, образования и т.д.

Ресурсный блок. Основные вспомогательные институт ты, осуществляющие нормативно-правовое, юридическое и информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности организаций и отдельных граждан, финансовое и материально-техническое обеспечение соци­ально-культурных служб и учреждений, их кадровое обеспе­чение, подготовку и переподготовку специалистов, научные исследования в социально-культурной сфере, управление деятельностью.

Социально-демографический блок. Непосредственные социальные задачи, потребители и пользователи культурных ценностей в лице групп граждан или отдельных лиц, обла­дающих определенными культурными потребностями, инте­ресами и предпочтениями, и взаимодействующих с системой в процессе своей групповой или индивидуальной культур­ной деятельности.

Ведущие социальные институты и общности — семья, микросоциум, государственные и негосударственные институ­ты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, конфессиональные, благотворительные, художест­венно-творческие, спортивные и другие. Их специальное на­значение как субъектов социально-культурной деятельности.