logo
СКД стр

Тема 5.1. Понятие ресурсной базы

Организационно-технологический контекст рассмотрения социально-культурной деятельности как способа организации ресурсов для производства культурного продукта — благ и ус­луг. Ресурсная база — совокупность основных компонентов, сам факт наличия которых определяет производственный потенциал социально-культурной деятельности.

Характеристика составляющих ресурсной базы.

Нормативный ресурс — массив правовых и организа­ционно-технологических документов и инструктивной ин­формации, определяющий организационный порядок в про­цессе социокультурной деятельности.

Кадровый ресурс — номенклатура специалистов, от­вечающих по своим характеристикам назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество произ­водимого культурного продукта (благ и услуг), а также тех­нический и вспомогательный персонал.

Финансовый ресурс — бюджетное и внебюджетное финансирование, а также другие источники, использование которых не противоречит действующему в Российской Фе­дерации законодательству.

Материально-технический ресурс — специальное обо­рудование, имущество, инвентарь для производства и экс­плуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, про­светительской и досуговой деятельности.

Недвижимость как необходимая составная часть мате­риально-технического ресурса, необходимая для оптималь­ного функционирования объектов социокультурного назна-

85

чения. Виды недвижимости, здания, помещения, сооруже­ния, специально обустроенные, и территория под ними.

Информационно-методический ресурс — совокуп­ность средств и способов организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в облас­ти социально-культурной деятельности.

Социально-демографический ресурс — совокупность физических лиц, которые проживают на территории кон­кретного региона (города, микрорайона, поселка), различа­ются по возрастным, социальным, профессиональным, этни­ческим и другим признакам, представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, пар­ка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объектив­ных причин (в том числе личного характера) не участвую­щих в социокультурных мероприятиях (потенциальную ау­диторию).

Морально-психологический ресурс, необходимый для производства культурного продукта, благ и услуг — сово­купность принципов, норм и требований, определяющих со­гласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их ин­тересов и доброй воли.

Классификация социально-культурных институтов в зависимости от назначения и характера использования их ресурсной базы.

86

венно-политического назначения, подготовленных любыми, в том числе и негосударственными, субъек­тами социально-культурной деятельности. Зависимость целевого использования ресурсной базы от содержания и характера деятельности социально-культурных институтов.

Основная деятельность социально-культурных инсти­тутов по производству и распространению культурных, об­разовательных, досуговых и других услуг с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения ресур­сов. Виды основной деятельности:

а) собственная (штатная) деятельность, направленная на фиксированное производство конечного продукта (благ и услуг), финансируемая из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уров­ ней;

б) создание условий для развития социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан че­ рез предоставление времени и средств обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и от­ дельными физическими лицами, а также через осуществле­ ние консультационной и методической помощи;

в) собственная предпринимательская (нештатная, конъюнктурная), не связанная никакой номенклатурой дея­ тельность по производству на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностя­ ми и запросами населения либо через социально-творческий заказ государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и Досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций.

Неосновная, непрофильная для социально-культурных институтов коммерческая деятельность вне сферы культуры, образования, досуга: торгово-закупочная, производство то­варов народного потребления, предоставление транспортных Услуг и иные виды коммерческой деятельности, не противо-

87

речащие законодательству Российской Федерации. Требова­ния, предъявляемые к неосновной, непрофильной деятель- !' ности: ее технологическая совместимость с основной дея­тельностью; не наносит материального ущерба для социаль­но-культурного института; и другие.