logo
СКД стр

Тема 4.6. Социальные общности и "

творческие объединения

Понятие социальной группы по оценкам социологов. Социальная группа — множество людей, обладающих од­ним или несколькими общими, социально значимыми при­знаками и осознающими свою общность, выражая ее место­имением «мы».

Малые и большие социальные группы. Малая группа как носитель и пользователь одной или нескольких социаль­но-культурных технологий. Малая группа как общность лю­дей, которая, как правило, насчитывает не более 15-20 чело­век, характеризуется постоянством межличностных контак­тов и высоким эмоциональным уровнем отношений, единст­вом целей, убеждений, идеалов, взаимными симпатиями, совпадением духовных интересов.

Большая социальная группа или «страта» (от лат. «стратум» — настил, слой) — многочисленная, постоянно обновляющаяся общность людей, обладающих каким-либо общим признаком: примерно одинаковым имущественным цензом, сословной или этнической принадлежностью, уров­нем образования, полом, возрастом, общей территорией про­живания или одинаковым типом населения (город, село).

Большие группы или «страты» — творцы и пользова­тели социально-культурных технологий. Типичные для современного цивилизованного общества социокультурные 78

страты: национальные, субъкультурные, политические, эсте-тические, досуговые, религиозные и другие.

Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института.

Философия и социально-психологический анализ струк­турного состава элиты в сфере культуры, образования, досуга. Субъекты, воплощающие социальный портрет элиты.

Типология элитных групп. Духовная элита — слой со­временной интеллигенции, составляющей ядро столичной и провинциальной культуры. Экономическая элита — высший слой представителей бизнеса и банковского капитала, ее адек­ватная отраженность в сфере культуры, образования и досуга. Сущность и проявление элиты и элитарности в профессио­нальных, этнических и других социальных общностях.

Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере.

Общественная организация: основана на членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и дос­тижения уставных целей в социально-культурной сфере, имеет собственное имущество и права юридического лица (отдельные члены права собственности не имеют).

Общественное движение: состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, преследующее культурозащитные, природоохранительные и иные аналогичные цели.

Общественные фонды: разновидность некоммерческих фондов, не имеющая членства, ставят целью формирование имущества и его использование на общественно полезные начинания; устав и руководящий орган создаются учредите­лями или участниками путем избрания на съезде или конфе­ренции совета или правления фонда.

Общественное учреждение: не имеет членства, ставит оказание конкретного вида социально-культурных

79

1

услуг; управление осуществляется лицом, назначенным уч­редителями; доходы от самостоятельной деятельности учи­тываются на отдельном балансе.

Орган общественной самодеятельности: общественная организация самого различного профиля и наименования, не имеет членства, ставит целью удовлетворение потребности своих участников в совместном решении различных соци­альных и культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.

ч Тема 4. 7. Субъекты социального партнерства

Социальное партнерство как действенный фактор раз­вития сферы культуры и досуга, взаимодействия социальных объектов в процессе производства, освоения, хранения и трансляции духовных ценностей, традиций, норм, идей, ин­формации.

Понятие партнера в социокультурной сфере как носи­теля определенных культурных свойств и полномочий и ак­тивного субъекта их реализации в практической деятельно­сти.

Уровни социального партнерства: федеральный, ре­гиональный, местный, локальный. Субъекты социального партнерства в современном гражданском обществе: государ­ственный (муниципальный), рыночный (коммерческий) и общественный (неправительственный, некоммерческий) сектора.

Государственный сектор. Федеральные, региональные и местные муниципальные органы управления социально-культурной сферы, выработки и реализации культурной по­литики. Функции и полномочия государственной службы и госслужащих в рамках социального партнерства в области культуры, образования, досуга, спорта и социальной защиты граждан. Роль, место и возможности различных ветвей госу­дарственной власти (законодательной, исполнительной, су­дебной) в процессе управления и регулирования социокуль-

80

турной сферы в рамках социального партнерства.

Рыночный (коммерческий) сектор. Роль и место отече­ственных и зарубежных предпринимательских структур (фирм, компаний, предприятий) как социальных партнеров в освоении и развитии рынка социокультурных продуктов и услуг. Партнерские возможности предпринимательства в сфере туризма, рекламы и индустрии развлечений, гости­ничного и ресторанного бизнеса, книгоиздания и книготор­говли, видеорынка, народных промыслов и ремесел и т. д. Деятельность коммерческого сектора как социального парт­нера в развитии социальной защиты, благотворительности и меценатства.

Общественный (негосударственный) сектор. Широкий диапазон входящих в него различных неправительственных и некоммерческих организаций и учреждений: социальных фондов, политических партий, общественных движений и объединений, профессиональных организаций, разнопро­фильных общественных клубов и центров и т. д. Специфика общественного сектора как социального партнера, имеюще­го целью создание условий для культурного саморазвития, поддержку социально значимых направлений и видов куль­турной деятельности, способствующих развитию политиче­ской, исторической, духовно-нравственной, художествен­ной, экологической культуры граждан.

Стратегия и тактика взаимодействия представителей государственного, коммерческого и общественного секторов в решении региональных социокультурных проблем, нала­живании контактов и взаимосвязей, в выдвижении законода­тельных инициатив, разработке и реализации приоритетных направлений развития культурного потенциала региона.