Тема 4.6. Социальные общности и "
творческие объединения
Понятие социальной группы по оценкам социологов. Социальная группа — множество людей, обладающих одним или несколькими общими, социально значимыми признаками и осознающими свою общность, выражая ее местоимением «мы».
Малые и большие социальные группы. Малая группа как носитель и пользователь одной или нескольких социально-культурных технологий. Малая группа как общность людей, которая, как правило, насчитывает не более 15-20 человек, характеризуется постоянством межличностных контактов и высоким эмоциональным уровнем отношений, единством целей, убеждений, идеалов, взаимными симпатиями, совпадением духовных интересов.
Большая социальная группа или «страта» (от лат. «стратум» — настил, слой) — многочисленная, постоянно обновляющаяся общность людей, обладающих каким-либо общим признаком: примерно одинаковым имущественным цензом, сословной или этнической принадлежностью, уровнем образования, полом, возрастом, общей территорией проживания или одинаковым типом населения (город, село).
Большие группы или «страты» — творцы и пользователи социально-культурных технологий. Типичные для современного цивилизованного общества социокультурные 78
страты: национальные, субъкультурные, политические, эсте-тические, досуговые, религиозные и другие.
Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института.
Философия и социально-психологический анализ структурного состава элиты в сфере культуры, образования, досуга. Субъекты, воплощающие социальный портрет элиты.
Типология элитных групп. Духовная элита — слой современной интеллигенции, составляющей ядро столичной и провинциальной культуры. Экономическая элита — высший слой представителей бизнеса и банковского капитала, ее адекватная отраженность в сфере культуры, образования и досуга. Сущность и проявление элиты и элитарности в профессиональных, этнических и других социальных общностях.
Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере.
Общественная организация: основана на членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей в социально-культурной сфере, имеет собственное имущество и права юридического лица (отдельные члены права собственности не имеют).
Общественное движение: состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, преследующее культурозащитные, природоохранительные и иные аналогичные цели.
Общественные фонды: разновидность некоммерческих фондов, не имеющая членства, ставят целью формирование имущества и его использование на общественно полезные начинания; устав и руководящий орган создаются учредителями или участниками путем избрания на съезде или конференции совета или правления фонда.
Общественное учреждение: не имеет членства, ставит оказание конкретного вида социально-культурных
79
1
услуг; управление осуществляется лицом, назначенным учредителями; доходы от самостоятельной деятельности учитываются на отдельном балансе.
Орган общественной самодеятельности: общественная организация самого различного профиля и наименования, не имеет членства, ставит целью удовлетворение потребности своих участников в совместном решении различных социальных и культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.
ч Тема 4. 7. Субъекты социального партнерства
Социальное партнерство как действенный фактор развития сферы культуры и досуга, взаимодействия социальных объектов в процессе производства, освоения, хранения и трансляции духовных ценностей, традиций, норм, идей, информации.
Понятие партнера в социокультурной сфере как носителя определенных культурных свойств и полномочий и активного субъекта их реализации в практической деятельности.
Уровни социального партнерства: федеральный, региональный, местный, локальный. Субъекты социального партнерства в современном гражданском обществе: государственный (муниципальный), рыночный (коммерческий) и общественный (неправительственный, некоммерческий) сектора.
Государственный сектор. Федеральные, региональные и местные муниципальные органы управления социально-культурной сферы, выработки и реализации культурной политики. Функции и полномочия государственной службы и госслужащих в рамках социального партнерства в области культуры, образования, досуга, спорта и социальной защиты граждан. Роль, место и возможности различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в процессе управления и регулирования социокуль-
80
турной сферы в рамках социального партнерства.
Рыночный (коммерческий) сектор. Роль и место отечественных и зарубежных предпринимательских структур (фирм, компаний, предприятий) как социальных партнеров в освоении и развитии рынка социокультурных продуктов и услуг. Партнерские возможности предпринимательства в сфере туризма, рекламы и индустрии развлечений, гостиничного и ресторанного бизнеса, книгоиздания и книготорговли, видеорынка, народных промыслов и ремесел и т. д. Деятельность коммерческого сектора как социального партнера в развитии социальной защиты, благотворительности и меценатства.
Общественный (негосударственный) сектор. Широкий диапазон входящих в него различных неправительственных и некоммерческих организаций и учреждений: социальных фондов, политических партий, общественных движений и объединений, профессиональных организаций, разнопрофильных общественных клубов и центров и т. д. Специфика общественного сектора как социального партнера, имеющего целью создание условий для культурного саморазвития, поддержку социально значимых направлений и видов культурной деятельности, способствующих развитию политической, исторической, духовно-нравственной, художественной, экологической культуры граждан.
Стратегия и тактика взаимодействия представителей государственного, коммерческого и общественного секторов в решении региональных социокультурных проблем, налаживании контактов и взаимосвязей, в выдвижении законодательных инициатив, разработке и реализации приоритетных направлений развития культурного потенциала региона.
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества