logo
СКД стр

Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества

Этническая природа социально-культурных процес­сов. Этнография и страноведение как методологическая ос-

и межГНИтеЛЬНОГ° аНаЛЮа технологий межнационального «^международного сотрудничества в социально-культурной

не то СОЦИОКУЛЬТУР»ЫЙ институт, решающий

не только этнокультурные, „о и экономические, политиче-

ньш н1СИХОЛОЧеСКИе пР°блемы' с™Щие перед нетитуль­ный 17^ ТОГ° ИЛИ ИН°Г° Региона' Диасп°Ра ~ реаль-нациоИня ФСКТИВНЫЙ ИНС1РУмеет осуществления подлинной на^ьнп °'КУЛЬ1УРН°Й автономии' организации рацио­нального взаимодействия людей единого этнического про-

Г51 На °СН°Ве СДИНСТВа на«ионального языка, тра­, обычаев, народного воспитания и творчества.

**« как


33"0" ?Ф ° национально-культурной автономии (1996) рме национально-культурного самоопределения в ви­де общественного объединения граждан Российской Феде­рации, относящих себя к определенным этническим общно­стям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытно­сти, развития языка, образования, национальной культуры

об™ШИРОКОе Р^Р0066 творческих, развивающих обучающих этнокультурных технологий на различных V пенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании (детский сад шкода учреждения дополнительного образования) базовом профессиональном образовании (вузы и средние

совет"™6 УЧебНЫС 3аВеДеНИЯ)' пР°фессионального совершенствования (система повышения квалификации),

128

профессиональной самореализации.

Национально-культурные и культурно-образова­тельные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организа­ций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.

Этнокультурные технологии — основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоратив­но-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Этнонаправленные технологии — инструмент межна­ционального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в коорди­нации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокуль­турной сфере, направленных на обеспечение широкого уча­стия населения в социально-культурной деятельности, ут­верждение культурной самобытности каждого народа.

Взаимообмен и взаимовыгодное сотрудничество в со­циально-культурной сфере — перспективный фактор укреп­ления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

Основные направления социально-культурного взаи­мообмена и сотрудничества между странами на уровне госу­дарственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совме­стных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

Важнейшие компоненты технологий межнационально­го и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. Обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей. Обес-

129

печение возможности для каждого человека самоидентифи­цироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.

Примерные темы семинарских и практических занятий

1.


Открытый «круглый стол» с представителями досуговых организаций США и Западной Европы «Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состоя­ние, проблемы, перспективы».

2.


Разработка примерных программ досуга для междуна­родного детского лагеря.

3. Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсовых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга.

Проблемные вопросы для самопроверки, собеседований, «круглых столов», дискуссий и других видов семинарских и практических занятий:

Роль социально-культурной деятельности в жизни об­щества. Каковы основные пути перестройки, ее содержания и организации в современных условиях?

130

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собствен­ ности и культуры. — М.: Наука, 1991.

  2. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. — М., 1992.

  3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1993.

  4. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концеп­ ция несовершеннолетних.— М., 1989.

  1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. — М., 1993.

  2. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. — М., 1998.

  3. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студен­ тов гуманит. вузов . — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995.

  4. Данилевский В.Я. Народный дом, его задачи и об­ щественное значение. — Харьков, 1915.

  1. Дьячков Ф.Я. Народные дома — очаги духовной и мате­ риальной культуры в деревне. — М., 1915; Звягинцев Е. Кому и зачем нужны Народные дома?-М.,1915; и др.

  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 1996.

  1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель­ ности. — М.: МГУК, 1998.

  2. Зазыкин ВТ., Чернышев А.Н. Менеджер, психологиче­ ские секреты профессии. — М., 1992.

  3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. — 1992. — 17 ноября.

  4. Иконникова С.А. Молодежь и культура. — М., 1989.

131

  1. Иконникова С.А. Молодежь и культура. — М., 1989.

  2. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб., 1996.

  3. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: про­ блемы индивидуализации и социально-культурной инте­ грации. — СПб., 1996.

  4. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. — М.: МГУК, 1998.

  5. Культурно-досуговая деятельность: перспективы разви­ тия и проблемы регулирования. — Свердловск, 1991.

  6. Киселева Т.Г. Семья в послевоенный период. — М., 1998.

  7. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий (безграмотная Россия — реаль­ ность или миф?): Историко-статистический анализ. Кни­ га первая: Материалы по курсу «Социально-культурная деятельность». — М.: МГИК, 1994.

  8. Киселева Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский пе­ риод: опыт исторического анализа: Лекция. — М.: МГУК, 1995.

  9. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: по­ иски, проблемы, перспективы // Научно- исследовательская лаборатория социокультурных инно­ ваций: Сб. статей. — М.: МГУКИ, 1999.

  10. Киселева Т.Г.Пути повышения социально-культурного статуса лиц пожилого возраста // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. ста­ тей. — М.: МГУКИ, 2000.

  11. Киселева Т.Г. Специалист культуры и досуга нового ты­ сячелетия (К 70-летию Московского государственного университета культуры и искусств): Материалы «кругло­ го стола». — М.: МГУКИ, 2000.

132

  1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально- культурной деятельности: Учебное пособие. — М., 1995.

  2. Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Куль­ тура и революция. — М.: МГУК, 1999.

  3. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. — М.: МГИК, 1993.

  4. Квалификационные характеристики социального педаго­ га, социолога культуры, менеджера социальной сферы (социального менеджера): Учебно-методический мате­ риал кафедры социально-культурной деятельности МГИК, 1996.

  5. Культура в условиях рыночной экономики: Уч. пос. — СПб., 1993.

  1. Крупская Н.К. О клубе // Пед. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1960. —С. 128-131.

  2. Крупская Н.К. Что такое клуб // Пед. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1960.— С. 18.

  3. Куманев В.А. Судьбы отечественной интеллигенции (30-е годы). —М., 1992.

  4. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании полит- просветов губернских и уездных отделов народного об­ разования 3 ноября 1920 г. // Поли. собр. соч. — Т. 41. — С. 337, 398-408.

  5. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи по- литпросветов: Доклад на 11 Всероссийском съезде по- литпросветов 17 октября 1921 г. // Поли. собр. соч. — Т. 44. —С. 168-175.

  1. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Поли. собр. соч. — Т. 41. —С. 336-337.

  2. Луначарский А.В. О воспитании и образовании // В.А.Луначарский: Сборник. — М., 1976.

  3. Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в го­ ды Великой Отечественной войны. — М., 1993.

133

39. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. — СПб., 1998.

40. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.-СПб., 1884.

41. Молодежный ренессанс и проблемы социализации мо­ лодежи. — М., 1990.

  1. Мосалев Б.Г. Социология досуга. — М., 1995.

  2. Национальная доктрина образования в Российской Фе­ дерации. — М., 1998.

  3. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Сло­ варь-справочник. — Омск, 1992.

  4. Неформалы: кто они? — М., 1990.

  5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. — Л., 1998.

  6. Орлов А.С. Социальная рекреация. — М.: Наука, 1995.

  7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную ан­ тропологию.— М., 1994.

  8. Очерки социальной анторопологии, — СПб., 1995.

  9. Педагогика: педагогические теории, системы, техноло­ гии / Под ред. Смирнова С.А. — М., 1998.

  10. Пирумрова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в об­ щественной жизни. — М., 1993.

  11. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. — М., 1993.

  12. Разумный В.А. Клуб и культура общения. — М., 1989.

  13. Разумный В.А. Народное творчество и современность — М., 1990.

  14. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и рели­ гиозных обрядов. — Л., 1989.

  15. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Репринт. Воспроизведение издания 1880 г; Собр. М.Забылин. — М., 1990.

134

  1. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. — М., 2000.

  2. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт иссле­ дований. — Свердловск, 1990.

  3. Социальная работа: В 2 ч. — М., 1992.

  4. Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. — М., 1990.

  5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. — М„ 1991.

  1. Столяров И.А. Управление культурой. Организационно- экономический механизм. — М., 1989.

  2. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: Пособие для учащихся. — М., 1994.

  3. Социальные проблемы российского общества. — М., 1993.

  4. Теоретические основания культурной политики. — М., 1993.

  5. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. — М.; Тула, 1993.

  1. Томский М. Задачи рабочих клубов // Избранные статьи и речи. 1917-1927. — М.: Книгоиздательство ВЦСПС, 1928. — С. 140-142, 231-238, 249-251, 280-285, 301-303, 384-402.

  2. Троцкий Л. Культура переходного периода // Соч. — Т. XXI. —М.: Госиздат, 1927. —С. 22, 100, 101.

  3. Троцкий Л. Вопросы культурной работы. — М.: Госиз­ дат, 1924. — 171с.

  1. Триодин Б.Е. Воспитание увлечением. — М., 1987.

  2. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.— М., 1991.

  3. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере / Под ред. В.Д. Патрушева. — М., 1989.

  4. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990.

135

Р

  1. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. — М, 1965.

  2. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973.

  3. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с англ. — М., 1993-1994.

  4. Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск: Принтер, 1993.

  5. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в со­ циально-культурной сфере. — М.: Экономика, 1991.

  6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па­ радигмы, методология, теория. — М., 2000.

  7. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. — М., 2000.

136