Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества
Этническая природа социально-культурных процессов. Этнография и страноведение как методологическая ос-
и межГНИтеЛЬНОГ° аНаЛЮа технологий межнационального «^международного сотрудничества в социально-культурной
не то СОЦИОКУЛЬТУР»ЫЙ институт, решающий
не только этнокультурные, „о и экономические, политиче-
ньш н1СИХОЛО™ЧеСКИе пР°блемы' с™Щие перед нетитульный 17^ ТОГ° ИЛИ ИН°Г° Региона' Диасп°Ра ~ реаль-нациоИня ФСКТИВНЫЙ ИНС1РУмеет осуществления подлинной на^ьнп °'КУЛЬ1УРН°Й автономии' организации рационального взаимодействия людей единого этнического про-
Г51 На °СН°Ве СДИНСТВа на«ионального языка, тра, обычаев, народного воспитания и творчества.
**« как
33"0" ?Ф ° национально-культурной автономии (1996) рме национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры
об™ШИРОКОе Р^Р00^»6™6 творческих, развивающих обучающих этнокультурных технологий на различных V пенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании (детский сад шкода учреждения дополнительного образования) базовом профессиональном образовании (вузы и средние
совет"™6 УЧебНЫС 3аВеДеНИЯ)' пР°фессионального совершенствования (система повышения квалификации),
128
профессиональной самореализации.
Национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организаций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.
Этнокультурные технологии — основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.
Этнонаправленные технологии — инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа.
Взаимообмен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере — перспективный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.
Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).
Важнейшие компоненты технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. Обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей. Обес-
129
печение возможности для каждого человека самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.
Примерные темы семинарских и практических занятий
1.
Открытый «круглый стол» с представителями досуговых организаций США и Западной Европы «Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, перспективы».
2.
Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря.
3. Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсовых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга.
Проблемные вопросы для самопроверки, собеседований, «круглых столов», дискуссий и других видов семинарских и практических занятий:
Роль социально-культурной деятельности в жизни общества. Каковы основные пути перестройки, ее содержания и организации в современных условиях?
130
ЛИТЕРАТУРА
Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собствен ности и культуры. — М.: Наука, 1991.
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. — М., 1992.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1993.
Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концеп ция несовершеннолетних.— М., 1989.
Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. — М., 1993.
Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. — М., 1998.
Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студен тов гуманит. вузов . — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995.
Данилевский В.Я. Народный дом, его задачи и об щественное значение. — Харьков, 1915.
Дьячков Ф.Я. Народные дома — очаги духовной и мате риальной культуры в деревне. — М., 1915; Звягинцев Е. Кому и зачем нужны Народные дома?-М.,1915; и др.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 1996.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель ности. — М.: МГУК, 1998.
Зазыкин ВТ., Чернышев А.Н. Менеджер, психологиче ские секреты профессии. — М., 1992.
Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. — 1992. — 17 ноября.
Иконникова С.А. Молодежь и культура. — М., 1989.
131
Иконникова С.А. Молодежь и культура. — М., 1989.
Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб., 1996.
Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: про блемы индивидуализации и социально-культурной инте грации. — СПб., 1996.
Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. — М.: МГУК, 1998.
Культурно-досуговая деятельность: перспективы разви тия и проблемы регулирования. — Свердловск, 1991.
Киселева Т.Г. Семья в послевоенный период. — М., 1998.
Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий (безграмотная Россия — реаль ность или миф?): Историко-статистический анализ. Кни га первая: Материалы по курсу «Социально-культурная деятельность». — М.: МГИК, 1994.
Киселева Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский пе риод: опыт исторического анализа: Лекция. — М.: МГУК, 1995.
Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: по иски, проблемы, перспективы // Научно- исследовательская лаборатория социокультурных инно ваций: Сб. статей. — М.: МГУКИ, 1999.
Киселева Т.Г.Пути повышения социально-культурного статуса лиц пожилого возраста // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. ста тей. — М.: МГУКИ, 2000.
Киселева Т.Г. Специалист культуры и досуга нового ты сячелетия (К 70-летию Московского государственного университета культуры и искусств): Материалы «кругло го стола». — М.: МГУКИ, 2000.
132
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально- культурной деятельности: Учебное пособие. — М., 1995.
Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Куль тура и революция. — М.: МГУК, 1999.
Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. — М.: МГИК, 1993.
Квалификационные характеристики социального педаго га, социолога культуры, менеджера социальной сферы (социального менеджера): Учебно-методический мате риал кафедры социально-культурной деятельности МГИК, 1996.
Культура в условиях рыночной экономики: Уч. пос. — СПб., 1993.
Крупская Н.К. О клубе // Пед. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1960. —С. 128-131.
Крупская Н.К. Что такое клуб // Пед. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1960.— С. 18.
Куманев В.А. Судьбы отечественной интеллигенции (30-е годы). —М., 1992.
Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании полит- просветов губернских и уездных отделов народного об разования 3 ноября 1920 г. // Поли. собр. соч. — Т. 41. — С. 337, 398-408.
Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи по- литпросветов: Доклад на 11 Всероссийском съезде по- литпросветов 17 октября 1921 г. // Поли. собр. соч. — Т. 44. —С. 168-175.
Ленин В.И. О пролетарской культуре // Поли. собр. соч. — Т. 41. —С. 336-337.
Луначарский А.В. О воспитании и образовании // В.А.Луначарский: Сборник. — М., 1976.
Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в го ды Великой Отечественной войны. — М., 1993.
133
39. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. — СПб., 1998.
40. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.-СПб., 1884.
41. Молодежный ренессанс и проблемы социализации мо лодежи. — М., 1990.
Мосалев Б.Г. Социология досуга. — М., 1995.
Национальная доктрина образования в Российской Фе дерации. — М., 1998.
Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Сло варь-справочник. — Омск, 1992.
Неформалы: кто они? — М., 1990.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. — Л., 1998.
Орлов А.С. Социальная рекреация. — М.: Наука, 1995.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную ан тропологию.— М., 1994.
Очерки социальной анторопологии, — СПб., 1995.
Педагогика: педагогические теории, системы, техноло гии / Под ред. Смирнова С.А. — М., 1998.
Пирумрова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в об щественной жизни. — М., 1993.
Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. — М., 1993.
Разумный В.А. Клуб и культура общения. — М., 1989.
Разумный В.А. Народное творчество и современность — М., 1990.
Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и рели гиозных обрядов. — Л., 1989.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Репринт. Воспроизведение издания 1880 г; Собр. М.Забылин. — М., 1990.
134
Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. — М., 2000.
Социальная педагогика. Теория, методика, опыт иссле дований. — Свердловск, 1990.
Социальная работа: В 2 ч. — М., 1992.
Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. — М., 1990.
Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. — М„ 1991.
Столяров И.А. Управление культурой. Организационно- экономический механизм. — М., 1989.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: Пособие для учащихся. — М., 1994.
Социальные проблемы российского общества. — М., 1993.
Теоретические основания культурной политики. — М., 1993.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. — М.; Тула, 1993.
Томский М. Задачи рабочих клубов // Избранные статьи и речи. 1917-1927. — М.: Книгоиздательство ВЦСПС, 1928. — С. 140-142, 231-238, 249-251, 280-285, 301-303, 384-402.
Троцкий Л. Культура переходного периода // Соч. — Т. XXI. —М.: Госиздат, 1927. —С. 22, 100, 101.
Троцкий Л. Вопросы культурной работы. — М.: Госиз дат, 1924. — 171с.
Триодин Б.Е. Воспитание увлечением. — М., 1987.
Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.— М., 1991.
Фонд времени и мероприятия в социальной сфере / Под ред. В.Д. Патрушева. — М., 1989.
Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990.
135
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. — М, 1965.
Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973.
Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с англ. — М., 1993-1994.
Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск: Принтер, 1993.
Якобсон Л.И. Экономические методы управления в со циально-культурной сфере. — М.: Экономика, 1991.
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па радигмы, методология, теория. — М., 2000.
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. — М., 2000.
136
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества