logo
СКД стр

Тема 4. 4. Семья как традиционный

социально- культурный институт

Роль и место семьи в социальных связях человека. Ис­тория развития общества — история развития семьи как со­циального института, инструмента гуманизации и консоли­дации общества, социализации личности, преодоления меж­национальных конфликтов и достижения гражданского со­гласия.

74

Типология современной семьи: семьи молодые, патри­архальные (многопоколенные) и матриархальные (нуклеар-ные и расширенные), полные и неполные; многодетные, од-Н0-двухдетные, бездетные; молодые типа «пустого гнезда»; неблагополучные, маргинальные, семьи группы социального риска; межнациональные и моноэтнические. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого ти­па семьи.

Типичные социально-педагогические проблемы со­временной семьи. Количественный и качественный дефицит социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Отсутствие информации об эффективных спосо­бах и приемах интеллектуального, физического и психиче­ского развития детей в семье. Отсутствие устойчивых навы­ков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. Недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфлик­тов и взаимного непонимания.

Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье.

Семья как объект и субъект социокультурной деятель­ности, инструмент решения проблем рождаемости, планиро­вания и сохранения стабильности семьи, её социально-экономических и социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания. Культурный уровень семьи. Степень освоения культуры чле­нами семьи: а) высокая (проповедуется специальное культурное развитие и саморазвитие); б) хобби; в) нет по­требности. Руководство культурным развитием детей: а) ак­тивное участие родителей; б) слабое участие; в) попусти­тельство стихийности в развитии детей; г) отрицательное воздействие на культурное развитие.

Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Их роль в кооперировании воспитательных возможностей родителей, создании условий для обмена производственным, семейно-

75

бытовым и педагогическим опытом, организации богатой по содержанию и формам воспитывающей и развивающей со­циально-культурной среды.

Микро- и макросреды как социальные партнеры семьи.

Многочисленность разновидностей микросоциума как среды досуга и общения: наличие активных субъектов; про­цессы деятельности; совокупность объективных возможно­стей, факторов и условий. Особенности микро- и макросре­ды и их отражение в содержании и организации культурной деятельности в социуме. Социальные, профессиональные, этнические и другие общности как носители и выразители многообразных субкультур и мультикультур.

Составные элементы социально-культурной микро­среды личности. Среда общения в семье. Среда межлично­стного общения в дошкольных учреждениях (школах, сред­них профессиональных и высших учебных заведениях, уч­реждениях дополнительного образования). Внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения. Производственно-трудовая среда общения. Среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т. д.). Круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, вре­менным увлечениям; факторы, влияющие на межсубъектив­ные отношения людей в процессе культурно-досуговой дея­тельности.

Социальная сущность внесемейной, внешкольной, внепроизводственной сред досуга и общения. Их разновоз­растный характер; определенная стихийность и инвариатив-ность формирования. Вспомогательные звенья социального воспитания в сфере досуга: объединения ровесников, раз­новозрастные объединения по интересам, учреждения ис­кусств и массовые средства информации, народные тради­ции и т. д. Взаимосвязь различных направлений обществен­ного воспитания детей, подростков и взрослых.

76