Тема 4.8. Средства массовой информации
Характеристика средств массовой информации как социального института, представляющего «четвертую власть». Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе: а) средство управ-
81
ления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации! граждан о различных социокультурных явлениях в виде со-| бытийного или проблемного ряда; в) арена свободного об-| мена мнениями среди граждан и формирования независимб-1 го общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.
Журналистика как продуктивная деятельность, основанная на субъект-субъектных отношениях. Ее продукт — организация непрерывной массовой информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) — не только объект, но и субъект, самостоятельно решающий, потреблять или не потреблять информационную продукцию.
Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).
Сравнительный анализ социально-культурного потен- > циала средств массовой информации. Закон РФ о СМИ (1995) и задачи журналистики в отборе, планировании и регулировании массовых информационных потоков в области культуры, искусства и досуга.
Газета. Преимущества: массовость читательской ауди-' тории (газету читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.
82
Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша. Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.
Радио. Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.
Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.
Учет влияния технического прогресса на использование СМИ в социально-культурной деятельности. Усиление специализации СМИ, их ориентация не на широкую публику, а на отдельные группы людей, объединяемые общими интересами. Сужение некоторыми СМИ направленности с целью обеспечить надежную поддержку со стороны определенной категории населения.
Технический прогресс как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. Возможность выбора телепрограмм, особенно кабельных. Расширение телерынка. Участие телестудий и компактных кабельных телецентров в выборе своей аудитории.
Использование Интернет-сети в распространении со-Циально-культурной информации. Преимущества этого ис-
83
точника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества