logo
СКД стр

Тема 4. 3. Социально-культурные институты

Институциональные субъекты социально-культурной деятельности. Общее и особенное понятий «социальный ин­ститут» и «социально-культурный институт».

Два уровня понимания сущности социального инсти­тута. Социальный институт как нормативное явление, сово­купность исторически сложившихся социальных норм, обы­чаев, нравов, объединяющихся какой-либо главной целью, ценностью или потребностью (институт семьи, просвети-тельность, язык, фольклор, литература, искусство). Соци­альный институт как учреждение (служба) или совокупность учреждений, обладающих определенным общественным на­значением (средства массовой информации, образование, церковь, наука и др.).

Понимание сущности социально-культурного инсти­тута. Его определение как социального института, обеспечи­вающего осуществление культурной деятельности.

Классификация социально-культурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций в обществе.

Первая группа — социально-культурные институты, преимущественно занятые производством духовных ценно­стей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополни­тельное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое, творчество, художест­венная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа — социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией ду-

72

73

ховных ценностей, экономической, политической, культур­ной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, лекции, конферен­ции, демонстрации и т. д.

Третья группа — социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в различных видах не­формальной творческой деятельности: семья, клубные и са­дово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и дви- ; жения, нравственность как система общественно-одобряемых норм и правил поведения.

Другие основания для классификации социально-культурных институтов.

Обслуживаемый контингент населения: массовый по­требитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские).

Форма собственности: государственные, обществен­ные, акционерные, частные.

Экономический статус: бесприбыльные (некоммерче­ские), доходные (коммерческие или полукоммерческие).

Масштаб действия: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).