Тема 6.8. Исследовательские технологии
Назначение исследовательских технологий на начальном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследований для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет социокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.
Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации содержания проблемы.
Внутренние и внешние источники получения исходной информации.
Внутренние источники. Заявления о миссии субъекта социально-культурной деятельности (учреждения, фирмы, организации и т.д.). Устав, постановления, история и структура организации. Описание и история выполненных и выполняемых социокультурных проектов и программ, продукции, услуг и пр. Статистические данные о ресурсах, бюджете, штатах, инвесторах и акционерах и т.д. Формулирование политики социокультурного учреждения и процедурных вопросов, связанных с проблемной ситуацией. Формулирование позиций руководителем учреждения или организации относительно проблемной ситуации. Описание того, как социально-культурный институт в текущий момент справляется с проблемной ситуацией.
Внешние источники. Вырезки из газет, журналов, пресс-бюллетеней, отчеты, стенограммы, аудио- и видеозаписи радио- и телепередач по поводу проблемной ситуации. Результаты контент-анализа материалов СМИ. Список и основная информация о лицах и группах, причастных к данной проблемной ситуации.
Выбор методов исследовательской работы. Контрольные вопросы для осуществления выбора методов исследования. Как будут использоваться результаты исследования.
109
Какая конкретно группа населения (общественности) будет изучаться и как должна быть сформирована выборка. Какой тип методики более всего подходит в данном случае. Если будет использоваться социологическое исследование, какой тип полевой работы (почтовое, телефонное или персональное интервью) будет наиболее эффективен. Рекомендуется ли использование только закрытых или только открытых вопросов, или же их комбинация. Как будет осуществляться анализ данных и в какой форме будут представляться результаты. Как быстро можно получить результаты исследования. Сколько будет стоить исследование.
Два типа исследовательских технологий: формализованные и неформализованные.
Формализованные исследовательские технологии, их разновидности. Технологии качественного анализа социокультурных явлений: историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов, углубленные исследования. Технологии количественного анализа социокультурных явлений: контент-анализ, опросы общественного мнения, рейтинг, методы социометрии, референтометрии и т.д.
Неформализованные исследовательские технологии социокультурных явлений: прямые и косвенные наблюдения, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмешательство в чьи-то или какие-то дела, журналистские расследования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др.
Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов. Значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга.
Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологического изучения общественного мнения. Роль и место анкет-
110
ных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.
Диагностический этап в педагогической организации социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых в регионе. Цели, задачи, методика и оформление результатов диагностирования.
Прогнозирование содержания и наиболее предпочтительных форм досуговых занятий для отдельных социально-демографических групп населения. Характеристика условий для разработки наиболее вероятного прогноза в социально-культурной сфере.
Программирование досуговых процессов в деятельности социального работника. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, народного образования.
Примерные темы семинарских занятий
Методика формирования социального заказа для досуго вых центров.
Семинар-дискуссия на тему «Диагностика досуговой среды: что она в себя включает?»
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества