logo
СКД стр

Тема 6.8. Исследовательские технологии

Назначение исследовательских технологий на началь­ном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследо­ваний для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет со­циокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.

Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации со­держания проблемы.

Внутренние и внешние источники получения исход­ной информации.

Внутренние источники. Заявления о миссии субъекта социально-культурной деятельности (учреждения, фирмы, организации и т.д.). Устав, постановления, история и струк­тура организации. Описание и история выполненных и вы­полняемых социокультурных проектов и программ, продук­ции, услуг и пр. Статистические данные о ресурсах, бюдже­те, штатах, инвесторах и акционерах и т.д. Формулирование политики социокультурного учреждения и процедурных во­просов, связанных с проблемной ситуацией. Формулирова­ние позиций руководителем учреждения или организации относительно проблемной ситуации. Описание того, как со­циально-культурный институт в текущий момент справляет­ся с проблемной ситуацией.

Внешние источники. Вырезки из газет, журналов, пресс-бюллетеней, отчеты, стенограммы, аудио- и видеоза­писи радио- и телепередач по поводу проблемной ситуации. Результаты контент-анализа материалов СМИ. Список и ос­новная информация о лицах и группах, причастных к данной проблемной ситуации.

Выбор методов исследовательской работы. Контроль­ные вопросы для осуществления выбора методов исследова­ния. Как будут использоваться результаты исследования.

109

Какая конкретно группа населения (общественности) будет изучаться и как должна быть сформирована выборка. Какой тип методики более всего подходит в данном случае. Если будет использоваться социологическое исследование, какой тип полевой работы (почтовое, телефонное или персональ­ное интервью) будет наиболее эффективен. Рекомендуется ли использование только закрытых или только открытых во­просов, или же их комбинация. Как будет осуществляться анализ данных и в какой форме будут представляться ре­зультаты. Как быстро можно получить результаты исследо­вания. Сколько будет стоить исследование.

Два типа исследовательских технологий: формализо­ванные и неформализованные.

Формализованные исследовательские технологии, их разновидности. Технологии качественного анализа социо­культурных явлений: историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов, углубленные исследования. Технологии коли­чественного анализа социокультурных явлений: контент-анализ, опросы общественного мнения, рейтинг, методы социо­метрии, референтометрии и т.д.

Неформализованные исследовательские технологии социокультурных явлений: прямые и косвенные наблюде­ния, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмеша­тельство в чьи-то или какие-то дела, журналистские рассле­дования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др.

Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов. Значение социологиче­ских исследований для развития теории и практики социаль­но-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и за­кономерностях досуга.

Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологиче­ского изучения общественного мнения. Роль и место анкет-

110

ных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.

Диагностический этап в педагогической организации социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых в регионе. Цели, задачи, методика и оформление результатов диагностирования.

Прогнозирование содержания и наиболее предпочти­тельных форм досуговых занятий для отдельных социально-демографических групп населения. Характеристика условий для разработки наиболее вероятного прогноза в социально-культурной сфере.

Программирование досуговых процессов в деятельно­сти социального работника. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, на­родного образования.

Примерные темы семинарских занятий

  1. Методика формирования социального заказа для досуго­ вых центров.

  2. Семинар-дискуссия на тему «Диагностика досуговой среды: что она в себя включает?»