Организация художественного восприятия.
Говоря о методике педагогического воздействия на ребенка, в процессе художественного восприятия, необходимо говорить о культуре художественного восприятия. Как это делать?
Восприятие произведений живописи – есть совместная с педагогом творческая обработка впечатлений. Это радость художественной импровизации. В педагогике восприятия следует отправляться от психологии зрителя. Как можно меньше расчленения, анализа. Как можно меньше слов и навязывания педагогом собственной точки зрения. Анализ формы и техники может быть крайне вредным и может сорвать рождение ответного художественного образа в душе маленького зрителя. Такова в основном суть общения зрителя – ребенка с произведениями искусства.
Вся методика восприятия художественного произведения сводится к главной задаче: раскрыть произведение искусства до предельной его глубины, открыть непосредственную связь между ними и зрителем через переживание его как чего – то живого, как художественного организма.
Восприятию произведений искусства детей надо учить, так как само собой оно не приходит. «Художественно полноценное восприятие искусства – это активная деятельность, мало того, это «умение», которому надо учиться» - писал А.В. Бакушинский.
А.В. Бакушинский не считал безразличным как смотреть картину, какую выбрать точку зрения для полноценного раскрытия художественного образа, постижения замысла художника. Точка зрения в композиции связана с выбором художника определенного горизонта для изображения сюжета. При восприятии картины должна быть обязательно продумана точка, с которой картина будет восприниматься более полно, объемно. Если картина большая, то ее лучше смотреть издалека, не вычленяя детали («Богатыри» В.Васнецова). Если художник рисовал картину «вид сверху» («Лесные дали» И.Шишкина) - то и картину нужно опустить ниже уровня глаз ребенка, т.е. так как видел ее художник. Если наоборот, художник смотрел снизу (Стрекоза» И.Репина), то картину необходимо поднять выше уровня глаз ребенка, только тогда детям будет понятна точка зрения художника, откроются причинные связи.
Знакомить детей с искусством лучше всего в форме живого разговора, беседы, причем обязательно следует показать художественный материал, о котором говорится. Живое обсуждение, высказывание, пойдет на пользу, заставит детей пристальнее вглядеться в произведение искусства.
- Оглавление
- Пояснительная записка.
- Рассматривание и восприятие.
- Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам по восприятию произведений живописи.
- Рекомендации к постановке вопросов при восприятии произведений живописи.
- Организация художественного восприятия.
- Методика восприятия произведений живописи.
- Методика восприятия портрета.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эмоционального отношения детей дошкольного возраста.
- Беседа о художнике.
- Игры и разминки на образное ощущение колорита.
- Упражнения на составление цветовых композиций.
- Ознакомление с картиной «Стрекоза» и. Репина
- Ознакомление с картиной «Снегири (Дети)» н. Ульянова.
- Ознакомление с картиной «Не взяли на рыбалку» к. Успенской – Кологривовой.
- Ознакомление с картиной «Богатыри» в. Васнецова.
- Ознакомление с картиной «Дети, бегущие от грозы» к. Маковского
- Список используемой литературы.
- Натюрморт
- Портрет:
- Жанровая живопись