logo
Дети и изобразительное искусство

Рекомендации к постановке вопросов при восприятии произведений живописи.

Чтобы научить детей смотреть картину, развивать их художественный вкус, надо не только обогатить их опыт знанием произведений, но в доступной форме научить понимать, что данное произведение выражает, отдавать себе отчет в том, какими средствами выражено содержание. Для этого нужно научить детей видеть и воспринимать художественные средства выразительности, использованные для характеристики изображенных предметов (цветовые сочетания, форма, освещенность, положение в пространстве). Чтобы научить детей видеть эти средства, используются вопросы, такие как: «А что интересного заметил художник? Как художник рассказал нам в своей картине об этом?». Должна быть система наводящих вопросов , помогающих осмыслить замысел художника. Такие вопросы ставят ребенка перед необходимостью задуматься об отношении художника к изображению, помогает полноценному восприятию картины. Вопросы типа «про что …», «о чем …» заставляют ребенка не ограничиваться перечислением изображенного, а понимать картину.

Отрицательную роль играет система вопросов: «Что это? Какого цвета? Какой формы? Что делает?» У детей при этом идет лишь мыслительный процесс, а чувства молчат. Надо же сделать этот процесс активным, вызвать у детей эстетические эмоции.

Воспитатель должен не описывать видимое, а помогать заметить главное, выделить и понять отдельные эстетические моменты. Нужно ставить проблемные вопросы.

От того, как воспитатель руководит восприятием картины, в какой форме и в какой последовательности он ставит вопросы, как заключает и направляет ответы детей, зависит, что ребенок увидит. Например, идет ознакомление с картиной И.Шишкина «Зима». Ребенок говорит: «А тут вот пенек есть …» Воспитатель: «А о нем ли художнику хотелось рассказать нам?».(Смех детей). Другой ребенок: «Мне нравится эта роща». Воспитатель: «Чем же?». Ребенок : «Потому, что здесь вода». Воспитатель: «А если бы мы вырезали из картины все и оставили только воду. Какой бы стала картина?». (Смех детей). Живая реакция детей показывает, что они осознают нелепость такого выхватывания деталей из картины. Под руководством педагога они сосредотачивают внимание на главном, существенном.

Единство приемов и методов, используемых в работе на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

.