Методика восприятия портрета.
(по Р.М. Чумичовой)
Занятия, по ознакомлению детей с портретной живописью, строятся иначе чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.
Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного «языка» данного жанра. Этого можно достичь при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организационных бесед.
Первая встреча с портретной живописью сложна тем, что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям, что такое портрет. Для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Первую беседу по портрету можно построить следующим образом. Предложить детям принести несколько своих фотографий. Начало беседы : воспитатель спрашивает, знают ли дети друг друга. Дети отвечают утвердительно. Затем он предлагает посмотреть на рядом сидящего и рассказать о нем. Это может вызвать замешательство и недоумение. Дети могут высказываться о том, как зовут рядом сидящего, во что он одет, какие у него волосы, отметить, что его сосед улыбается. Вопрос, что выражают глаза, вызывает замешательство у детей. Здесь уместно провести игру «Зеркало», когда один ребенок смотрит на другого и, описывает его лицо, глаза, волосы, уши, отмечает настроение. Когда дети научатся описывать внешние признаки, можно для сравнения брать двух детей и анализировать сходство и различие в мимике, настроении, внешнем виде и т.д..
После сравнений воспитатель задает несколько вопросов, которые вызывают у детей затруднения и интерес одновременно: «Зачем художники пишут портреты?». Детей могут ответить: «Чтобы знали», а что знали – объяснить не могут. На вопрос «Зачем люди смотрят портреты? Что они хотят узнать?» - дети не ответили.
Человек радуется или печалится, и мы узнаем об этом по выражению его лица. Переживания людей, их мысли, характер накладывают неизгладимый след на их лица. У каждого человека лицо полно своеобразия. Складка губ, линия бровей, глаза могут многое рассказать художнику. Однако ему важен не только сам человек, но и то что его окружает. Художник пишет детали костюма, обстановки, прописывает фон. Фон важен художнику для того . чтобы показать среду, в которой действуют герои, показать ее связь с человеком. Фон помогает понять замысел, почувствовать настроение картины. Художник раскрывает в портрете сложную внутреннюю жизнь людей.
С детьми, которые впервые видят портрет, воспитатель может использовать такой прием: - «В каждом портрете, где изображен человек, скрыта «тайна», которую нужно понять. Для этого нужно внимательно вглядеться в образ и рассказать, что художник хотел нам рассказать об этом человеке».
Требования к выбору портрета:
-
портрет должен быть четким, ясным, лаконичным;
-
учитывая возрастные особенности детей, подбирать портреты, на которых были бы дополнительные характерные детали, например: Э.Моне «Флейтист», И.Репин «Стрекоза», Е. Конев «Мать»;
-
восприятие портрета будет более интенсивным, если на картине будут знакомые детям детали.
Восприятие портрета можно построить на основе трех групп вопросов:
-
Вопросы, побуждающие к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону портрета: «Кто изображен ? Что можете рассказать о нем (ней)? Что эти детали (фон) рассказывают о человеке?». При восприятии портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает человек? Как ты это понял?».
-
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо о человеке? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь, фон?».
-
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, свет, пространство, движение, поза, расположение, фон, деталь): «Почему фон картины такой грустный? Что этим хотел сказать художник? Почему художник изобразил человека в такой позе?».
В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, прием вызывания адекватных эмоций, прием «оживления» героя, художественное и музыкальное сопровождение, игровые приемы.
Приемы, помогающие детям понять портрет, настроение изображенного на нем образа
-
Акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета и сосредотачивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.
-
Прием вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства. эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Например, при восприятии картины В. Тропинина «Девочка с куклой» можно спросить: «А какое у тебя бывает настроение, когда тебя обнимает мама? А какие у мамы руки? А как эта девочка обнимает куклу? Какие у нее руки?»
-
Прием «оживления» героя. Используя этот прием, предложить ребенку представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, учит переживать вместе с героем, будит детское воображение. Например, при восприятии картины В.Васнецова «Аленушка» предложить: «Представьте, что Аленушка ожила, расскажите, почему она сюда пришла? О чем она думает?».
-
Прием художественного и музыкального сопровождения. Музыка может предварять восприятие портрета., может быть фоном , который устанавливает связь между живописным и музыкальным образом, усиливает восприятие .
- Оглавление
- Пояснительная записка.
- Рассматривание и восприятие.
- Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам по восприятию произведений живописи.
- Рекомендации к постановке вопросов при восприятии произведений живописи.
- Организация художественного восприятия.
- Методика восприятия произведений живописи.
- Методика восприятия портрета.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эмоционального отношения детей дошкольного возраста.
- Беседа о художнике.
- Игры и разминки на образное ощущение колорита.
- Упражнения на составление цветовых композиций.
- Ознакомление с картиной «Стрекоза» и. Репина
- Ознакомление с картиной «Снегири (Дети)» н. Ульянова.
- Ознакомление с картиной «Не взяли на рыбалку» к. Успенской – Кологривовой.
- Ознакомление с картиной «Богатыри» в. Васнецова.
- Ознакомление с картиной «Дети, бегущие от грозы» к. Маковского
- Список используемой литературы.
- Натюрморт
- Портрет:
- Жанровая живопись