Пояснительная записка.
В теории и практике дошкольного образования уже накоплен опыт работы ознакомления детей с изобразительным творчеством художников. По данной теме работали многие видные ученые, такие как А.В. Бакушинский, корифеи дошкольного образования В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.М. Зубарева, Е.Лебедева, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и т.д. Каждый из них привносил в практику что–то свое, нигде раньше не применявшееся. Так А.В. Бакушинский утверждал, что «Организация художественного восприятия – неизбежный процесс, сопровождающий акты творчества. Эта организация налицо у ребенка в очень раннем возрасте. Уже к концу первого периода детства у него пробуждается радость восприятия художественной вещи, радость творческого преодоления художественного содержания и формы». В.А. Езикеева, В.Б.Косминская разработали методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи в детском саду, в частности с пейзажной живописью и некоторыми жанровыми картинами. Н.М. Зубарева пошла дальше и ввела в методику ознакомления детей с картинами - рассматривание натюрморта, Р.М. Чумичева - портретную живопись. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста получили возможность знакомиться со всеми видами живописи в детском саду.
Занимаясь вопросом эстетического восприятия с 1985 года, я столкнулась с рядом проблем, а именно: 1) имеющаяся учебно-методическая литература издана в 60 – 70 годы; 2) данную методику невозможно приобрести; 3) нет единого методического пособия для воспитателей дошкольных учреждений, которое было доступно всем желающим; 4) кроме того, современный ритм жизни, изменил не только наши взгляды, но изменил наших детей, они стали активнее, эрудированнее, легко схватывают то, что, раньше было недоступно пониманию данного возраста (мобильные телефоны, компьютерные игры).
Детей необходимо еще в детском саду научить видеть главное в возникающих проблемах, отсекать все частное, уметь концентрироваться. Без этого современный ребенок не будет готов к школьной жизни, к общению с учителями, сверстниками. Уметь выделять главное, понимать смысл проблемы, сопереживать – одна из задач данного методического пособия.
Имея на руках уникальные материалы разных лет и изданий, изучив опыт работы различных авторов, имея собственные наработки по восприятию произведений живописи с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу: создать методическое пособие для практических бесед в детском саду.
Цель методического пособия - на примере различных авторов раскрыть содержание задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, в частности работе с живописью и ее жанрами: пейзаж, натюрморт, жанровая живопись и портрет.
- Оглавление
- Пояснительная записка.
- Рассматривание и восприятие.
- Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам по восприятию произведений живописи.
- Рекомендации к постановке вопросов при восприятии произведений живописи.
- Организация художественного восприятия.
- Методика восприятия произведений живописи.
- Методика восприятия портрета.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эмоционального отношения детей дошкольного возраста.
- Беседа о художнике.
- Игры и разминки на образное ощущение колорита.
- Упражнения на составление цветовых композиций.
- Ознакомление с картиной «Стрекоза» и. Репина
- Ознакомление с картиной «Снегири (Дети)» н. Ульянова.
- Ознакомление с картиной «Не взяли на рыбалку» к. Успенской – Кологривовой.
- Ознакомление с картиной «Богатыри» в. Васнецова.
- Ознакомление с картиной «Дети, бегущие от грозы» к. Маковского
- Список используемой литературы.
- Натюрморт
- Портрет:
- Жанровая живопись