Рассматривание и восприятие.
В жизни детского сада используются различные картины: иллюстрации в книгах, эстампы, открытки, картины-пособия. Но кроме картин-пособий есть еще живописные картины - написанные художниками профессионалами.
В стенах педагогических училищ, колледжей, вузах студентов обучают методике рассматривания картины, пишут о том, что картину нужно «уметь читать», детально ее рассматривать, анализировать, при этом развивать связную речь. Произведения живописи нельзя «подогнать» к банальному рассматриванию, их необходимо воспринимать. Нужно чтобы ребенок сразу почувствовал картину, художественный смысл, через себя пропустил настроение художника. Нужно, чтобы картина вызвала в ребенке ответное чувство – удивления, радости общения с творчеством художника, чувство гармонии с окружающим миром и, не важно, грустная это картина или веселая. Все равно ребенок должен тянуться к картине. У него должно быть желание еще и еще раз посмотреть картину, поделиться впечатлением
Рассматривание и восприятие два различных процесса.
Рассматривание – это педагогический процесс, а восприятие – чисто психологический. У них разные цели и задачи.
-
У педагогического процесса, цели – познавательные и обучающие.
У психологического – развивающие и формирующие.
-
В зависимости от целей ставятся задачи: педагогические – развитие художественного и эстетического вкуса, развитие глазомера, чувства пропорций, цвета, пространственных отношений. Психологические – развитие творческого воображения, наблюдательности, эмоциональности, умения слушать и слышать. Умения концентрироваться на главном, развитие внутреннего духовного мира ребенка.
-
При рассматривании идет детальное изучение картины, анализ причин и связей, развитие связной речи. При восприятии идет вычленение идейного смыла картины, ее понимание и переживание.
-
Рассматривание это всегда запланированный процесс, с продуманными задачами и методическими приемами. Восприятие, как говорил А. В. Бакушинский , это творческий процесс, это всегда импровизация.
-
При рассматривании – роль педагога руководящая. При восприятии – роль педагога – направляющая.
-
Рассматривание – это реализация поставленных задач, усвоение определенных знаний, подчинение воле педагога. Восприятие – это всегда индивидуально, дифференцированно. Одно и то же произведение живописи может вызвать различные чувства и ответную реакцию, которые могут и не совпасть с мнением остальных.
Вот яркий тому пример. Идет ознакомление детей старшей группы с натюрмортом К. Моне «Охотничьи трофеи». На картине изображены красивые птицы, которых охотник принес с охоты, тут же на стене висит ружье, видна голова собаки. Девочки: Какие красивые птицы. Как они называются? Сообщаю детям названия птиц. И вдруг, до детей доходит, что все птицы мертвые – их убил охотник из этого ружья. Послышались возгласы: плохая картина здесь птиц убили. Мальчики: О, какое ружье, наверное, из него стреляли! Да, вот, сколько птиц застрелил. И собака здесь, она, наверное, птиц подбирала и охотнику носила. Интересная картина.
На протяжении всего вечера картина не оставляла детей равнодушными. Все время около нее кто – то стоял, внимательно смотрел, что – то думал.
- Оглавление
- Пояснительная записка.
- Рассматривание и восприятие.
- Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам по восприятию произведений живописи.
- Рекомендации к постановке вопросов при восприятии произведений живописи.
- Организация художественного восприятия.
- Методика восприятия произведений живописи.
- Методика восприятия портрета.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эмоционального отношения детей дошкольного возраста.
- Беседа о художнике.
- Игры и разминки на образное ощущение колорита.
- Упражнения на составление цветовых композиций.
- Ознакомление с картиной «Стрекоза» и. Репина
- Ознакомление с картиной «Снегири (Дети)» н. Ульянова.
- Ознакомление с картиной «Не взяли на рыбалку» к. Успенской – Кологривовой.
- Ознакомление с картиной «Богатыри» в. Васнецова.
- Ознакомление с картиной «Дети, бегущие от грозы» к. Маковского
- Список используемой литературы.
- Натюрморт
- Портрет:
- Жанровая живопись