Технология использования типовой схемы учебного занятия
Актуальность. Переход на качественно новый этап работы школы обуславливает необходимость организационного переустройства учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, что позволит сделать приоритетным развитие личности ребенка. Урок как форма организации образовательного процесса не всегда способствует реализации определенных положений. Учебное занятие выступает как альтернативная форма, позволяющая педагогу строить адаптивный процесс обучения, ориентируясь на особенности каждого ребенка.
Г.Ю. Ксензова определяет следующие характеристики учебного занятия [6, с. 81-82]:
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – способ организации учебного процесса в адаптивной школе, в основе которого предусматривается создание наиболее благоприятного режима для организации собственной познавательной деятельности детей.
Целевые ориентации
Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей.
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Особенности проведения:
определение продолжительности занятия учителем с учетом конкретных условий работы, возраста учащихся, особенностей психофизического развития, сложности изучаемой темы для конкретного класса;
создание благоприятного эмоционального фона для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
изменение общего бюджета времени: сокращение монолога учителя и увеличение времени самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
изменение оценочной деятельности учителя путем формирования действий самооценки и самоконтроля учащихся;
организация совместной деятельности учащихся и учителя, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении;
создание условий для постепенного и последовательного перехода к субъект-субектным отношениям в учебном процессе.
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»