logo
совр обр техн в нач шк 1

Педагогическая мастерская

Предмет: литературное чтение, 3 класс.

«Родная речь» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Авторы – составители: Н. А. Бабаева, С. М. Нафанаилова, Т. Н. Сухоносова – МОУ СОШ №7 с. Марьины Колодцы Минераловодского района.

Тема: «Люби живое» М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»

Цели:

1. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина», работать над вдумчивым правильным чтением, подвести к пониманию места этого произведения в теме « Люби живое».

2. Развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, эмоционально откликаться на прочитанное и высказывать свое мнение по содержанию.

3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, которая является составной частью понятия Родина.

Оборудование: грамзапись песни А. Матусовского, В Баснера « С чего начинается Родина», запись мелодии этой песни без слов, тексты для работы в группах:

- Ю. Яковлев « О нашей Родине »,

- А. Беляев « Зрелое утро»

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Индукция - создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения

Предлагает детям прослушать песню «С чего начинается Родина?»

Как автор отвечает на свой вопрос?

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на

уроке?

Слушают песню «С чего начинается Родина?»

– С картинки в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать.

- о Родине

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта

Запишите на листочках слова, которые вы считаете близкими по значению слову Родина.

Записывают ряд из 3-5 слов

– родители, дом;

- родная, мать, красивая, любимая;

- жизнь, счастье, мать родная:

- Россия:

- радость, грусть:

- родимый;

3.Социоконструкция- работа учащихся в группах по построению нужных элементов

Организует работу в парах:

- Поменяйтесь листочками и допишите те слова, которых нет у вашего соседа. Если есть общие слова, подчеркните их.

- Обсудите в паре ряд записанных слов

Обмениваются листочками, дописывают свои слова и в парах обсуждают слова близкие слову Родина

- радость, жизнь, грусть (I)

–родители, дом, Россия (II)

- родная, мать, красивая; (III)

- жизнь, счастье, мать родная (IV)

4. Социализация – выступление ученика в группе

Организует работу в группах:

- Объединитесь в группы

- Прочитайте отрывок, предложенный вашей группе, и дополните ряд словами из текста.

Объединяются в группы, работают с предложенными текстами. Дописывают слова из текста к слову Родина. Готовят отвечающего от группы.

I – Родина: радость, грусть, жизнь

дом, улица, деревня, село Марьины Колодцы, в котором живем– маленькая Родина, общая – великая, огромная, прекрасная.

II – Родина: родители, родной дом, мама, родимая страна, всегда оберегает нас.

III – Родина: мать родная, кормилица моя, счастье моё,

земля, где ты родился, земля,

которую надо защищать.

IV – Родина: жизнь, счастье, мать родная, дом, поля, зайцы, цветы, леса, реки, луга, горы, ветры, люди, птицы – очень красивая природа.

5.Афиширование – ознакомление с проектами учащихся

Записывает на доске слова, близкие по значению слову Родина, выбранные каждой группой.

Учитель: Задание одно, а ответы разные. Почему?

Представители от каждой группы называют ряды слов, включая слова выбранные из текста.

физминутка

Предлагает отдохнуть, мысленно прогуляться по тем местам, которые описала последняя группа.

Дети отдыхают, сопровождают текст соответствующими движениями.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

6.Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания

Предлагает прочитать рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина» про себя.

Организует работу над текстом.

- О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин?

- Важны ли они для писателя? Почему?

- Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. - Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»?

- Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

- Почему слова мама, солнце, ,природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?

Чтение детьми про себя текста «Моя Родина»

Его мама вставала рано, до солнца, потом он начал вставать до солнца, когда весь животный и растительный мир пробуждается.

Уходил на охоту, нужно было найти в природе такое, чего еще не видел.

Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке.

Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни.

У Пришвина, как в наших высказываниях , все что находится рядом с ним – это его Родина.

7.Рефлексия - самооценка

Предлагает перечитать обращение писателя к детям, прочитать название темы, которую начали изучать сегодня, и объяснить, почему с этого рассказа начинается новая большая тема «Люби живое»?

Предлагает написать мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина»

(звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов)

- Читают последний абзац и отвечают на вопрос.

Пришвин сам любит природу. бережет её и призывает всех детей любить, беречь всё живое.

Индивидуально пишут мини-сочинения;

Дети по желанию читают свои сочинения, затем все сочинения вывешиваются в классе.

Приложение 5