logo
совр обр техн в нач шк 1

Технология проектного обучения

Актуальность

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей   идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.

 Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через   систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации

Создание условий, при которых учащиеся:

Особенности образовательного процесса:

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности

Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме,

формируют творческие групп.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности.

организует работу по формированию творческих групп,

 Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении

вариантов по реализации проекта.

 Принятие решения –

сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Выполнение –

выполнение проекта

Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

 Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Презентация –

защита проекта.

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Проекты могут быть различными по содержанию:

монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;

межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);

надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;

итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

По формам организации:

индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения:

краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);

среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);

долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);

педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проектов в начальной школе (Миронова И. 2004).:

  1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.

  2. Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.

  3. Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

  4. Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Вопросы и задания:

ЗАДАНИЕ 1. Известно, что метод проектов был задуман как межпредметная технология, составляющая альтернативу классно-урочной системе. В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии на современном этапе?

ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?

ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии.

ЗАДАНИЕ 4. Изучив познавательные интересы своих учащихся, разработайте 1-2 проекта, сделав их индивидуальными, парными, групповыми. В Приложении приведены примеры различных учебных проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы. Возможно, приведенные разработки помогут определиться с тематикой, видом проекта, исходя из направленности вашей педагогической деятельности.

Рекомендуемая литература

1.Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.//Начальная школа до и после. 2004, № 5

2.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100…»//Начальная школа до и после. 2004, № 5.

3.Миронова И. Метод проектов в современной начальной школе.//Начальное образование.2004, №2.

4.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конст­руирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//Народное образование. 2000, № 7.

6.Пахомова Н.Ю. Метод ученого проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

8.Социальное проектирование./Сост. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. - Н. Новгород, 2004.

9.Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности.//Начальная школа до и после. 2004, № 11.

10.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.