logo
совр обр техн в нач шк 1

Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова

Одним из условий развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является безотметочное обучение. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей отметочной системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации и учебной самостоятельности в обучении [5].

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении [5]

Правила оценочной безопасности (Г. А. Цукерман, 1996))

1. Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).

2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки."

3. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.

Вопросы и задания

ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и дайте ответы на следующие вопросы:

- В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии?

- Каковы особенности организации образовательного процесса в рамках данной системы?

ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с особенностями оценивания учащихся в данной системе. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны безотметочного обучения? Готовы ли вы перейти на безотметочное обучение?

ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь со статьями Н.Н. Веселовой и Л.В. Латыповой (см. рекомендуемую литературу). На основании анализа данных статей дайте ответ на вопросы:

- В чем заключаются особенности построения уроков в данной системе?

- Направлены ли предложенные задания на формирование учебной деятельности младших школьников? Аргументируйте свой ответ.

- С чем, по-вашему, связана сложность реализации системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в современной педагогической практике?

Рекомендуемая литература:

1.Веселова Н.Н. Построение заданий на развитие у младших школьников учебной деятельности.//Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 7.

2.Волкова Г., Чикурова М., От «школы памяти» к «школе мышления» и «школе развития».//Директор школы. 1999, № 2.

3.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.

4.Латыпова Л.В. Три последовательно проведенных урока по системе развивающего обучения Эльконина-Даывдова.// Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 7

5.Маланов С.В. Д.Б. Эльконин и психологические закономерности развития и обучения ребенка.// Начальная школа до и после. 2004, № 10.

6.Морозова Н.А. Учебная деятельность как универсальный метод обучения.//Начальная школа: плюс, минус. 20002, № 12

7.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. – М., 2003.