logo
совр обр техн в нач шк 1

Классификация педагогических технологий

В настоящее время существуют различные подходы к классификации педагогических технологий по различным параметрам: по философским основаниям, по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося, по направленности действия, по целям обучения, по способу организации учебного процесса, по ведущему фактору психического развития и т.д.

И.П. Подласый устанавливает следующую иерархию технологий (И.П. Подласый, 2003):

Первый уровень: общепедагогический, к которому относятся технологии догматическая, отражающая идеалы, господствующие взгляды, средства своей эпохи; трудовая как мировое течение со своими подходами, теориями и концепциями, средствами достижения запланированного результата; социалистическая как ветвь мирового педагогического процесса, отразившая идеологию и возможности питавшего ее общественного строя и др.

Второй уровень: частно-методический (отраслевой уровень), включающий технологии трудового обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; эстетического воспитания и др.

Третий уровень: узконаправленный, куда относятся авторские технологии, например, саморазвития М. Монтессори, «победного» обучения Шаталова и др.

В.П. Беспалько предлагает классификацию технологий (дидактических систем) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (Беспалько В.П., 1989):

Ф.Я. Савельев классифицирует педагогические технологии по следующим основаниям [23]:

Наиболее расширенную классификацию педагогических технологий представляет Г.К. Селевко (Селевко Г.К., 1998):

Г.Ю. Ксензова считает важным различать три основные группы педагогических технологий (Ксензова Г.Ю., 2000):

Вопросы и задания

ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с приведенными определениями педагогической технологии.

Дайте ответы на следующие вопросы:

- Что, по-вашему, включает в себя понятие «педагогическая технология»:

- Продолжите предложение:

Педагогическая технология – это …

- Возможно ли при использовании определенной педагогической технологии сохранение индивидуальности в работе каждого педагога?

ЗАДАНИЕ 2. Ознакомьтесь с приведенными классификациями педагогических технологий. Пользуясь классификацией Г.Ю. Ксензовой, определите, в логике какой технологии вы строите учебный процесс. Аргументируйте свой ответ.

ЗАДАНИЕ 3. Почему внедрение педагогических технологий является актуальным на современном этапе? В чем вы видите трудности при внедрении инновационных технологий в практику образовательного процесса?

Рекомендуемая литература

1.Берестова Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе.//Инновации в образовании. 2003, № 2.

2.Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе.//Школьные технологии. 1999, № 3.

3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4.Епишева О. Что такое педагогическая «технология».//Школьные технологии. 2001, № 1.

5.Кларин М.В. Технологические модели обучения.//Школьные технологии. 2003, № 6.

6.Ксензова Г.Ю. Перспективные образовательные технологии в начальной школе. - М., 2000.

7.Левитас Г.Г. Образовательные технологии и целеполагание.//Завуч для администрации школ. 2003, № 1.

8.Масленникова А. Педагогические образовательные технологии: определение и классификация.//Директор школы. 2004, № 4.

9.Подласый И.П. Где помогут технологии.//Школьные технологии. 2003, № 3.

10.Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения.//Педагогика. 1999, № 1.

11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

12.Щуркова Е.П. Педагогическая технология. - М., 2002.

13.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике.//Школьные технологии. 1999., № 3.