logo
совр обр техн в нач шк 1

Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)

Один шаг в обучении может

означать сто шагов в развитии

Л.С. Выготский

Актуальность

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.

Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Одним из вариантов реализации идей развивающего обучения явилась система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая начала формироваться с конца 50-х годов прошлого столетия. Основное положение данной системы - формирование человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя, в отличие от существующего традиционного обучения, ориентированного на формирование эмпирического мышления.

Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения: - наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.); - понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например: исторические, генетические); - теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Усвоение теоретических понятий, которые и составляют содержание обучения возможно лишь в процессе осуществления учебной деятельности при решении учебных задач. Учебная задача является основным компонентом учебной деятельности. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса (В.В. Давыдов, 2000).

Целевые ориентации

Особенности образовательного процесса