logo
совр обр техн в нач шк 1

Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный момент.

Мотивация и включение в учебную деятельность на содержательном уровне:

1)Вы любите разгадывать ребусы, головоломки, тогда

расшифруйте слова:

WSЯYZQCDIFEGVHWQЬZ

РОБРОЕРОЛРОКРОАРО

КИНРОЕШ

Предлагает обобщить группу слов по определенному признаку:

2) К какой тематической группе относятся слова?

Акцентируют внимание на задании, предложенном учителем.

Предлагают различные варианты ответов.

Правильный вариант: ясень, белка, орешник, крот.

Обобщают полученные слова по тематическому признаку:

- Это представители лесной зоны.

II. Актуализация знаний.

Предлагает задания по актуализации знаний, необходимых для дальнейшей работы:

- А хотите проверить насколько хорошо вы ориентируетесь в лесу? Для этого предлагаю провести блиц-турнир, согласны?

1) – Блиц – турнир «Я знаю лес»

- Какой лес мы называем тайгой?

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки).

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (белка-летяга).

- Плодами какого дерева являются желуди? (дуб)

- У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

Повторяют ранее изученный материал.

- Дети предлагают свои варианты ответов на вопросы блиц-турнира.

III. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.

Обобщает имеющиеся знания и предлагает задание, содержащее проблемную ситуацию:

- Каждая природная зона имеет свои характерные и часто неповторимые условия среды. Особая растительность, формирующаяся здесь, обеспечивает специфические ресурсы для местного животного мира. Кроме того, и сам животный мир здесь своеобразен, и виды животных за долгую жизнь хорошо приспособились друг к другу.

Проблемная ситуация:

«Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?» - обсудите в парах.

Обобщают имеющиеся знания по предложенной теме, формулируют проблему

Обсуждают в парах ситуацию, предложенную учителем, выдвигают свои версии

IV. Анализ проблемной ситуации.

Предлагает:

-проанализировать проблемную ситуацию;

- распределиться по группам,

- определить какими знаниями можно воспользоваться

- Распределяются по группам.

- Составляют план деятельности, определяют, какие знания необходимы для аргументированного ответа на вопрос учителя:

- выяснить и выявить признаки жизнедеятельности, место в природе, значение определенных животных (белки и крота).

V. Поиск решения проблемы

Предлагает дополнительные источники информации (энциклопедии о животных)

Организует работу в группах .

Предлагает задание: найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живет в дупле, а крот – под землей.

Работают в группах с энциклопедической литературой.

Составляют характеристики животных, сравнивают характерные признаки, условия жизнедеятельности, обитания, особенности питания, значение в природе.

VI. Решение проблемы.

Учитель предлагает сопоставить полученные характеристики белки и крота, выделяя признаки, не позволяющие им поменяться «квартирами».

Обобщает ответы детей:

- Мы увидели разнообразие лесных условий, связанное с ярусностью леса, и выяснили, что каждый ярус снабжает свое население вполне определенной продукцией и, соответственно, имеет вполне определенных потребителей. Там живут свои растительноядные животные и свои хищники. Среди лесных животных имеются такие, которые обитают в нескольких ярусах, а есть приспособленные только к одному определенному. Каждое животное выполняет свою «работу» - поедает строго определенную пишу, служит кормом определенным связано с другими животными общим кормом или местом гнездования. Нет в лесу пустынных или степных животных, сообщество там вполне специфическое, то есть лес – особая и вполне своеобразная экосистема.

Обсуждают полученные результаты.

Осуществляют отбор гипотез.

Предлагают решение проблемы.

Готовят выступающего от группы.

Делают вывод:

- Крот и белка не могут поменяться жилищем, так как проживают в разных ярусах леса, от ярусности зависят особенности строения животных, проживания, питания.

VII. Первичное закрепление усвоенных знаний.

Предлагает задания по отработке полученных знаний:

-Рассмотрите фотографии и коллекции животных и гербарии растений нашего края.

- Запишите цепи питания и объедините в пищевую цепь.

- Обсуждение и оценка результатов работы групп.

Работают в группах по заданию учителя, составляют пищевые цепи:

1) Шишка – белка – куница.

2)Дождевой червь– крот- волк.

3) Заяц – крот – волк.

- Представляют полученные результаты всему классу, доказывают правильность выполнения задания.

VIII. Рефлексия.

Предлагает учащимся написать мини сочинение об этом уроке, используя методику незаконченных предложений.

Домашнее задание: попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания.

Записывают мини сочинение, используя начало предложений.

Я узнал…

Я сумел…

Я удивился…

Мне хотелось бы…