Результат - показатель цикличности обучения
Следующим показателем циклов учебного процесса является результативность. Она прежде всего связана с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности и воспитанности учащихся.
Таковы показатели цикличности учебного процесса. Исходя из этих показателей, а именно — цели, средств и результативности обучения, выделяются четыре цикла учебного процесса.
Начальный цикл. Содержанием этого цикла является овладение общей схемой учебного материала и методами его применения. Он занимает большую часть учебного времени. В данном цикле изучение и закрепление нового фрагмента содержания учебного материала проводится параллельно, порой слитно путем систематического привлечения школьников к решению различного уровня сложности и трудности учебных задач.
В начальном цикле обучения реализуются следующие цели обучения: а) осознание и понимание учащимися основной идеи и практической значимости изучаемого материала путем анализа основных свойств и восприятие общей схемы данной темы; б) освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.
В начальном цикле учебного процесса дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на расчленение, анализ основных свойств и признаков учебного материала. Противоречие между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями, между учебно-познавательными задачами и реальными учебными возможностями школьников становится движущей силой учения и развития. Этот цикл учебного процесса состоит из трех основных этапов:1) подготовка учащихся к закреплению и восприятию, изучению нового учебного материала; 2) предъявление и восприятие нового фрагмента содержания учебного материала с помощью изложения учителя (информативного или проблемного) или в процессе решения проблемных задач, 3) контроль и самоконтроль успешности восприятия и понимания, а также первичное закрепление изученного. Система учебных задач как средство обучения должна обеспечить в начальном цикле обучения: а) сопоставительное изучение учащимися новых идей, понятий, теорий с ранее усвоенными; б) формирование у школьников целостного представления об изучаемом предмете, категориях и закономерностях; в) единство обучения и развития; г) параллельное изучение и закрепление учебного материала.
Основными параметрами результативности обучения в его начальном цикле являются: 1) самостоятельное воспроизведение изученного; 2) подтверждение фактами новых знаний; 3) дифференциация основных признаков учебного материала; 4) готовность к решению типовых задач.
Этот начальный цикл обучения весьма рельефно просматривается в опыте работы учителей-новаторов — С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Б.Ф. Шаталова, И.П. Волкова и др.
Второй цикл. К нему относится повторение общей схемы учебного материала и отработка метода (методов) его применения. Основной целью этого цикла является конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и ясное их осознание, полное овладение методом (методами) применения этих знаний в учебной практике внутрипредметного характера.Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сбор и анализ фактов по данной теме. Во втором цикле учитель должен нацеливать внимание учащихся на разрешение таких противоречий, какпротиворечие между знанием и способами его применения, противоречие между знанием и формированием навыков и умений. Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимуляторами и факторами перехода от одного уровня усвоения к другому, от менее конкретных знаний и навыков к более конкретным знаниям и навыкам. Данный цикл состоит из следующих основных этапов:
воспроизведение общей схемы и метода применения знаний;
применение знаний на практике в ситуации внутри-предметного характера и формирование навыков и умений;
анализ ранее неосознанных свойств учебного материала (кумуляция или расширенное воспроизведение изученного).
Результативность обученияв этом цикле измеряется темпами оперативного перехода от знаний к фактам, от фактов к знаниям, качеством и быстротой решения учебных задач.
Третий цикл. Основное содержание этого цикла — систематизация, обобщение понятий, генерализация умений, использование содержания изученного и усвоенного в жизненной практике как при непосредственной помощи учителя, так и самостоятельно.Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сопоставление усвоенных понятий и приобретенных умений. При организации конкретной учебной и познавательной деятельности школьников используются межпонятийные и межпредметные учебные задачи, моделирующие жизненные ситуации, в том числе и межпредметные.
Показателем результативности обучения в этом цикле являются: 1) самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач; 2) применение знаний в неожиданных ситуациях и обстоятельствах.
Заключительный цикл. Проверяются и учитываются результаты предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики. В этом циклеопределяются пробелы в знаниях и слабые стороны в умениях. Намечаются пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.
Выделенные циклы учебного процесса хорошо различимы. В каждом цикле содержатся новые качества, стороны, свойства изучаемых понятий и категорий. Они позволяют открыть новые сферы деятельности учителя и учащихся с учебным материалом. Циклы учебного процесса представляют собой спираль, в каждом витке которой отражаются все стороны учебного процесса; цель — деятельность преподавания — средства преподавания и учения — деятельность учения — результат.
Цикличный анализ учебного процесса позволяет одновременно выявить и процессуальные особенности его как целостной системы. Они сводятся к следующим.
Первая особенность. Учебный процесс есть взаимопроникновение преподавания и учения, их единство. Изменение одного из них влияет на изменение другого. В ходе обучения между этими компонентами рождается согласованное дидактическое взаимодействие.
Взаимосогласованность компонентов обеспечивает функционирование учебного процесса. Гармония между этими компонентами, достигаемая в ходе общения субъектов деятельностей, является одним из основных путей повышения результативности обучения. Она одновременно выступает одним из основных требований к управлению обучением.
Второй особенностью учебного процесса является его динамичность. Динамичность - это циклическое движение обучения во времени. Во взаимодействии преподавания и учения содержание образования как объект деятельности и одновременно как одно из средств этой деятельности переходит из одного состояния в другое. Этот переход происходит не прямолинейно, а спиралеобразно. Спиралеобразность процесса порождает его цикличность. Циклы учебного процесса управляются в соответствии с определенными дидактическими целями обучения. Планомерный переход от одного цикла к другому является следующим требованием к управлению обучением.
Третья особенность учебного процесса заключается в том, что сразу нельзя оценить, как воспринята школьниками та или иная информация, какие внутренние процессы происходят в результате усвоения учебного материала, какие внешние и внутренние, случайные и запланированные факторы влияют на обучение. В учебном процессе могут встречаться некоторые отклонения от запланированного. Чтобы уменьшить, преодолеть вероятность отклонений, ставка делается на главное.Это первое правило, которое надо учитывать в управлении обучением. Ради достижения главного допускаются некоторые компромиссы между случайным и запланированным, между достигнутым и желаемым.Это второе правило. Когда учитель правильно определяет главное направление, главную цель каждого акта педагогического взаимодействия и воздействия, тогда уменьшается вероятность отклонения от нормального, ограничиваются компромиссы.
Целенаправленная организация и управление обучением со стороны учителя - это прежде всего знание и умение представить себе в различных учебных ситуациях разновидности и механизмы учебно-познавательной деятельности учащихся, ее продукты, умение правильно формулировать цели и измерять их достижение, обеспечивать как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию общения.
- Раздел I. Общие основы педагогики
- Раздел I. Общие основы педагогики Глава 1. Педагогика как наука
- 1.1. Объект и предмет педагогической науки
- Что значит - педагогика?
- Что такое наука
- Что изучает педагогика
- Особенности педагогической науки
- 1.2. Задачи педагогической науки
- 1.3. Система педагогических научных дисциплин1 Педагогическая наука и педагогические науки
- Науки о воспитании, обучении и о самой педагогике
- Педагогики во множественном числе
- 1.4. Категориальный аппарат педагогики
- Философские категории в педагогике
- Собственные понятия педагогики
- Общенаучные понятия
- Единство общего и специального в терминологии
- 1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс
- Роль образования в современной России
- Цели образования
- Вопросы и задания для самоконтроля:
- Раздел I. Общие основы педагогики Глава 1. Педагогика как наука
- 1.1. Объект и предмет педагогической науки
- Что значит - педагогика?
- Что такое наука
- Что изучает педагогика
- Особенности педагогической науки
- 1.2. Задачи педагогической науки
- 1.3. Система педагогических научных дисциплин1 Педагогическая наука и педагогические науки
- Науки о воспитании, обучении и о самой педагогике
- Педагогики во множественном числе
- 1.4. Категориальный аппарат педагогики
- Философские категории в педагогике
- Собственные понятия педагогики
- Общенаучные понятия
- Единство общего и специального в терминологии
- 1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс
- Роль образования в современной России
- Цели образования
- Вопросы и задания для самоконтроля:
- Глава 3. Связь педагогики с другими науками
- 3.1. Место педагогики в системе научного знания Не греет лоскутное одеяло
- Четыре источника обогащения педагогики
- 3.2. Педагогика и философия Педагогика с философией и без нее
- Философия вместе с педагогикой или вместо нее?
- Нельзя ли без лишних мудрствований?
- 3.3. Педагогика и психология
- Деятельность в психологии и в педагогике
- Предмет психологии
- Психология для педагога-исследователя
- И здесь нужно различать науку и практику
- Психология нужна везде и всем
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований
- 4.1. Понятие «методология педагогической науки» Что такое методология и зачем нужно ее знать
- 4.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики Какую работу можно считать научной
- Как оценить качество научной работы
- 4.3. Логика педагогического исследования
- 4.4. Методы исследования
- Эмпирические методы
- Теоретические методы педагогического исследования
- Польза и универсальность моделирования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература для самостоятельной работы к разделу I «Общие основы педагогики»
- Раздел II. Дидактика Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения
- 5.1. Общее понятие о дидактике
- Что же исследует и изучает дидактика?
- 5.2. Объект и предмет дидактики
- Исторический обзор развития дидактики
- 5.3. Задачи и функции дидактики
- 5.4. Основные дидактические концепции и модели обучения1 Понятие «педагогическая система»
- Традиционная дидактическая система
- Педоцентристская дидактическая система
- 5.5. Становление современной дидактической системы Характеристика современной школы
- Демократизация и гуманизация школы
- Стиль деятельности учителя
- Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы
- В рецептивно-отражательном подходе к обучению в обучении, построенном на современной основе (конструктивно-деятельностном подходе)
- Параметры обучающей системы Традиционное обучение (предметно ориентированное) Инновационное обучение (личностно ориентированное)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Понятие и сущность обучения Что такое обучение? Определение процесса обучения
- Двусторонний характер процесса обучения
- Связь и взаимодействие преподавания и учения
- Логика процесса обучения и структура процесса усвоения
- Движущие силы процесса обучения
- Структура деятельности человека
- 6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы
- Целостность процесса обучения
- Системность и комплексность процесса обучения
- Модель структуры учебного процесса
- 6.3. Цикличность процесса обучения Общая характеристика цикла обучения
- Цель – показатель цикличности обучения
- Средства - показатель цикличности обучения
- Результат - показатель цикличности обучения
- 6.4. Функции обучения1
- Образовательная функция обучения
- Развивающая функция обучения
- Воспитательная функция обучения
- Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
- 6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности Преподавание как деятельность
- Система типовых задач - условие управления познавательной деятельностью учащихся
- Задачи учителя в деятельности преподавания
- 6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
- Психологические теории
- Структура процесса учения
- Форма познавательной деятельности учащихся
- 6.7. Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения2
- Объяснительно-иллюстративное обучение
- Учитель Ученик
- Проблемное обучение
- Учитель Ученик
- Программированное обучение
- Учитель (учебник, компьютер) Ученик
- Учитель Ученик
- Смешанное программирование
- Алгоритмизированное обучение
- Блочное обучение
- 6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения Понятие и сущность самостоятельности как категории науки
- Технология формирования самостоятельности школьников в обучении
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 7. Закономерности и принципы обучения
- 7.1. Закономерности обучения1
- Законы обучения
- Закономерности обучения
- 7.2. Принципы обучения как категории дидактики Понятие и сущность
- 7.3. Характеристика принципов обучения Система принципов обучения
- Характеристика принципов обучения
- Взаимосвязь принципов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Содержание общего образования
- 8.1. Понятие и сущность содержания образования Содержание образования как дидактическая категория педагогической науки
- Сущность содержания образования и его исторический характер
- Научные основы содержания образования
- 8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования Источники формирования содержания образования
- Факторы формирования содержания образования
- Принципы отбора содержания общего образования
- Система критериев отбора содержаний образования:
- 8.3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе
- 8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы Учебный план
- Базисный учебный план
- Региональный базисный учебный план
- Учебный план общеобразовательной средней школы
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
- Особенности структуры Базисного учебного плана
- 8.5. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий Учебная программа
- Типовые учебные программы
- Рабочие учебные программы
- Авторские учебные программы
- Структура учебной программы
- Способы построения учебной программы
- Учебники и учебные пособия
- Структура учебника
- 8.6. Стратегия развития вариативного образования в России
- Стратегические ориентиры развития вариативного содержания образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Методы обучения в школе
- 9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения Основные подходы к определению понятия «метод обучения»
- Понятие и сущность метода обучения
- Приемы обучения
- Структура метода обучения
- 9.2. Классификация методов обучения Основные подходы к классификации методов обучения
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы
- Условия эффективного применения наглядности
- Практические методы
- Дидактические игры как метод обучения
- Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
- Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
- 9.3. Выбор методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Средства обучения
- 10.1. Понятие о средствах обучения Понятие и классификация средств обучения
- Средства преподавания
- 10.2. Средства общения Понятие и сущность общения как средства обучения
- Речь как средство преподавания
- 10.3. Средства учебной деятельности
- 10.4. Оборудование учебного кабинета
- Учебные кабинеты
- Наглядные пособия как средства обучения
- Коллекции и модели в системе учебных средств
- 10.5. Технические средства обучения (тсо)
- Виды тсо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе
- 11.1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
- Что такое форма организации обучения?
- 11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Система индивидуального обучения
- Индивидуально-групповая форма организации обучения
- Классно-урочная система обучения
- Бель-ланкастерская система обучения
- Батовская система обучения
- Маннгеймская система
- Дальтон-план
- Формы организации учебного процесса в классно-урочной системе обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 12. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
- 12.1. Урок как целостная система
- Что такое урок?
- Цель урока
- 12.2. Типология и структура уроков Понятие структуры урока
- Типы урока
- Урок изучения нового материала
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации
- Комбинированный урок
- Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
- 12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Фронтальная форма организации учебной деятельности
- Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке
- Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся
- 12.4. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- Понятие о самостоятельной работе ученика
- Уровни самостоятельной деятельности школьников
- Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке
- Типы самостоятельных работ
- Виды самостоятельных работ в обучении
- 12.5. Система уроков по теме
- Урок объяснения нового материала
- Урок-семинар
- Урок лабораторно-практических занятий
- Урок защиты тематических заданий
- Лабораторно-практические занятия, практикумы
- Зачетный урок
- 12.6. Другие формы организации обучения
- Экскурсия
- Домашняя работа школьника
- Внеклассная и внеурочная формы работы учащихся
- 12.7. Подготовка учителя к уроку
- Тематическое планирование
- Номера уроков
- Планирование урока
- 12.8. Анализ и самооценка урока
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения
- 13.1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе
- 13.2. Факторы, влияющие на объективность, проверки и оценки знаний
- 13.3. Процесс проверки и оценки результатов обучения
- Цели и задачи проверки и оценки знаний
- Выбор заданий, соответствующих планируемых целей
- Способы выражения результатов проверки
- 13.4. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения
- Синтезированный метод проверки результатов обучения
- Вероятностный метод проверки результатов обучения
- Определение последовательности вопросов при контроле знаний
- 13.5. Развитие оценочной системы обучения
- 13.6. Неуспеваемость учащихся
- Работа с одаренными детьми
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Инновационные процессы в образовании
- 14.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
- Что такое «инновация»
- 14.2. Инновационная направленность педагогической деятельности Сущность инновационной направленности педагогической деятельности
- Этапы инновационной деятельности
- 14.3. Классификация инноваций
- Технологические инновации
- Методические инновации
- Организационные нововведения
- Управленческие нововведения
- Экономические инновации
- Социальные нововведения
- Юридические инновации
- 14.4. Характеристики и критерии оценки инноваций
- Теоретические инновации
- Практические инновации
- Уровень конкретизации
- Уровень дополнения
- Уровень преобразования
- 14.5. Инновационные учебные заведения
- Авторская школа
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература для самостоятельной работы по разделу «Дидактика»
- Раздел III. Теория воспитания Глава 15. Воспитание как педагогическое явление
- 15.1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 15.2. Сущность воспитания и его особенности
- 15.3. Формирование личности в воспитательном процессе
- 15.4. Критерии оценки воспитательного процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Общие закономерности и принципы воспитания
- 16.1. Характеристика закономерностей воспитания
- 16.2. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Содержание воспитательного процесса
- 17.1. Проблема содержания воспитательного процесса
- 17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- Человек как ценность
- Жизнь как ценность
- Общество как ценность
- Труд как ценность
- Природа как ценность
- 17.3. Программа воспитания и субъекты воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Социальное пространство воспитательного процесса
- 18.1. Понятие социального пространства
- 18.2. Психологический климат группы
- Разновидность способов педагогического влияния на социально-психологический климат (атмосферу) группы
- 18.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
- В диффузной группе: в коллективе:
- 18.4. Детское и юношеское движение
- 18.5. Динамика социального пространства воспитательного процесса
- 18.6. Межнациональное общение в социальном пространстве
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Общие методы воспитания
- 19.1. Понятие метода воспитания
- 19.2. Система методов воспитания
- 19.3. Система методов педагогического воздействия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства и формы воспитательного процесса
- 20.1. Средства воспитательного процесса
- 20.2. Формы воспитательного процесса
- 20.3. Классное руководство как организационная форма работы с детьми
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Педагогическая технология воспитания
- 21.1. Педагогическая технология как элемент профессионального мастерства педагога
- 21.2. Профессиональные педагогические умения «прикосновения к личности»
- 21.3. Технологическая карта воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература для самостоятельной работы по разделу III «Теория воспитания»