logo
Общие основы педагогики П

18.4. Детское и юношеское движение

Социальное движение — это совместные действия различных социальных групп, объединенных общей целью, общей системой норм жизни, общими ценностями.

Социальное движение имеет свою особую символику, отражающую декларируемые ценности, своего лидера, выражающего идеологическую ценностную платформу и цели движения. Существует во времени и обладает центром и организационными органами.

Неоформленное (неформальное) социальное движение эпизодического плана — обычно его именуют массовым движением — связано с конкретной проблемой общества или всего мира, возникает как отклик людей на проблемы социальной жизни, конфликты, социальные события, как проявление недовольства жизнью, как акт декларации своей жизненной позиции.

Участие детей в социальном движении оказывает сильнейшее влияние на становление личности. Непосредственное включение в проживание социальных проблем и деятельность социального характера, а также невольное противодействие каким-либо силам общества и утверждение иного порядка жизни — все это, в первую очередь, интенсифицирует процесс социализации личности: она включается в теснейшие противоречивые социальные связи и оказывает на характер этих связей влияние. Здесь молодой человек впервые принимает на себя роль субъекта общественного развития.

Детское социальное движение — школа социальной активности гражданина общества и переходная ступень от статуса ребенка к статусу равноправного члена общества.

Однако влияние далеко выходит за пределы социализации в область общего личностного развития школьника. Стремительно развивается «Я-концепция», углубляются отношения ценностного порядка, выверяется мировоззрение юношества, усиливается образ единения людей на планете, формируется жизненная позиция. Подросток и юноша преобразуются в субъекта жизни и человека мира.

Богатейшие воспитательные потенции имеют свою противоположность: участие в социальном движении обладает способностью нивелировать личность, свести ее к функциональной зависимости от лидера движения, ликвидировать индивидуальную свободу и стереть личностные характерологические черты. Поэтому важно не только оценивать содержательную сторону движения, но и анализировать сторону организационную, прослеживать характер связей, в которые включается личность участника движения.

Два критерия служат исходной точкой для социально-педагогической и психолого-педагогической квалификации возникшего движения: каково содержание? Какова форма организации? Этим критериям следует вооружать и детей, так как в демократическом обществе всегда существует опасность появления антисоциального движения.

Самыми широкими детскими движениями в России были пионерское икомсомольское движения, оформившиеся в детские и юношеские организации. На сегодняшний день организационные рамки ослабли и расширились, пионерское и комсомольское движения существуют как таковые. Их ценностная база этическая: озабоченность несправедливостью в обществе и провозглашение равенства каждого человека в достижении условий счастливой жизнии в доступе к достояниям культуры. Так, протест против платного образования, закрывший доступ к высшему образованию огромному количеству детей, увеличил число молодежи, вступившей в комсомольское движение.

Широкое движение «Зеленых» вовлекло в свои ряды школьников. В большом региональном пространстве данное экологическое движение оказывает свое влияние на ход общественно-производительной жизни. Идеологическая основа движения - борьба за сохранность природы. Порождено это движение тем, что нарушен баланс между использованием ресурсов природы и воссозданием этих богатств в рамках самой природы.

Тяжелое положение населения в стране породило социальное движение юношества «Добрая воля». В этом движении сегодня принимают участие и младшие школьники, повзросление которых стало более ранним. Идеологическая база этого движения носит этический характер. Участники его озабочены бедственным положением человека и ищут способы оказания быстрой помощи падающему в духовную и материальную бездну человеку.

Воскрешается исторический вариант юношеского западного движения — бойскаутизм. В своем лучшем проявлении бойскауты — это участники борьбы за увеличение способности человека к выживанию. Их идеологическая база — провозглашение силы свободного человека, могущего свершать желаемое и достигать поставленных целей благодаря совершенствованию себя как носителя духовных и физических сил.

Существуют социальные движения разрушительного свойства, участие в них детей и молодежи, личность которых недостаточно устойчива и пока не окончательно сформировалась, особенно опасно. Например, движения фанатического плана, будь это фанатическое служение актеру, футболисту или непризнанному писателю. Они выстраиваются на базе служению кумиру, а такого рода основание требует аннулирования своего неповторимого, уникального «Я». Не случайно фанатическое движение обретает со временем агрессивный характер, направленный против всего того, кто противостоит кумиру.

Природа детского движения само по себе противоречива: это самодеятельное движение детей, но это движение имеет руководителей из мира взрослых людей.

Педагогический аспект проблемы детского и юношеского движения заключается в разрешении противоречия между самодеятельностью детей и взрослым руководством их деятельностью.

Педагогическая стратегия в отношении детского движения состоит в извлечении, анализе, оценке и осмыслении базовой идеи движения: формулировка цели, выявление мотива, оглашение планируемого результата: чего хотим? Ради чего объединились? что в итоге получим? Как это скажется на жизни нашей и окружающих людей?

Педагогическая тактика по отношению к детскому движению выстраивается как сочетание «уважительного интереса» и «проверки делом». Предоставляется возможность публичного выступления для оглашения своих идеологических оснований и осмысливается значимость реального практического дела, его общественно полезный характер.

Один из членов подростковой группы увлекся экологической деятельностью в рядах движения «зеленых». А в группе двое представляют «фанатов-спартаковцев». Педагог использует сложившуюся ситуацию, организует дискуссию «Кто - с кем - и зачем?» Интересный разговор активизирует осмысление общественных проблем и связи своего «Я» с ходом решения этих проблем. Блекнет фанатичная преданность кумиру на фоне такого разговора, они развенчали себя сами при рассказе о содержании деятельности фанатов.

Жесткий карающий запрет неуместен: движение загоняется в подполье, его участникам придается ореол героев, тем самым ликвидируются благоприятные условия для осмысления сущности движения. Позиция педагога приносит результат, если он принимая движение как данность и организуя публичное осмысление движения как данности, содействует всестороннему предварительному осмыслению сущности движения, а также оценке социального результата и персональных последствий участия личности в деятельности движения.

Оценивая воспитательное влияние на школьников любого движения, педагог получает, в силу своей профессиональной позиции, право вмешательство в дело сомнительного движения, право обращаться в соответствующие общественные инстанции с тревогой за исход личностного развития детей, втянутых в дело рук нечистоплотных взрослых. Его вмешательство должно быть открытым, гласным и педагогически обоснованным.