logo
Общие основы педагогики П

17.1. Проблема содержания воспитательного процесса

Содержание воспитательного процесса — это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.

Когда двое делают одно и то же, то это не одно и то же — свидетельствует латинская пословица, указывая на скрытое разное содержание одних и тех же действий разных людей.

Посмотрим на людей вокруг и попробуем определить, чем наполнены их действия «здесь и сейчас». А потом обратим внимание на себя и спросим, чем наполнена наша деятельность «здесь и сейчас».

Как ни странно, ответить на вопрос, что же составляет содержание его работы с детьми, нелегко1, ибо этот вопрос касается нашего общего представления о содержании человеческой жизни, существующего в своих двух полярных решениях. Древнегреческое «Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?» отражает эти два противоположных подхода.

Если мы примем решение, что человек существует во имя того, «чтобы есть», то жизнь, по нашим предположениям, наполняется предметной озабоченностью самого факта существования, добыванием средств жизни. Если мы избираем прямопротивоположное решение, полагая, что человек «ест, чтобы жить», то за пределами средств существования («ест») раскрывается иное содержание жизни, а предметная деятельность по обеспечению средствами существования приобретает статус условия, но не цели.

Немецкий, а затем американский философ и психолог Эрих Фромм говорит о принципиальном отличии человеческой ситуации жизни от ситуации жизни животного. «Животное довольно, если удовлетворены его физиологические потребности, — пишет он, — ...но в той мере, в какой человек является человеком, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно, чтобы сделать его счастливым (разрядка наша. — Н.Щ.) (Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1993. С. 12). Проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к миру и отношения человека к самому себе. Нет конца в этом постижении проблемы своего существования, в желании человека стать создателем собственно жизни, которая никогда не будет удовлетворять человека, а будет двигать его к решению новых и новых проблем.

Ребенок, вводимый педагогом в эту «человеческую ситуацию», вводится именно в сферу отношений. Предметное наполнение их взаимодействия (учение, труд, бытовое обустройство и прочее) разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой.

Педагогически организуемая жизнь ребенка — это та же жизнь, что ведут люди на земле, но только обогащенная постижением отношений к миру, выработанных на протяжении истории человеческого развития. Разумеется, можно не приучать детей говорить «спасибо», подавать даме руку, быть честным и мужественным, любить и оберегать красоту... — но тогда взращивание ребенка не обретает имени воспитания, а взрослый человек, целиком поглощенный предметным результатом взаимодействия с детьми (выучили правило, спели песню, съели обед, поставили спектакль), не называется педагогом.

Секрет истинного воспитания — наполнять содержанием любой вид деятельности и выстраивать методику, исходя из содержания. Содержание обусловлено мотивацией деятельности.

Спросим себя, во имя чего мы читаем, идем на танцы, отправляемся гулять, изучаем иностранный язык — так мы выявляем содержание собственной деятельности.

А.С. Макаренко первым из педагогов провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взаимодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром. Оно, отношение, есть то, ради чего приходит ребенок в школу, бежит к друзьям, отправляется в студию, возвращается домой и вновь покидает семью, чтобы в поисках проживания отношения пережить удовлетворение жизнью, то есть пережить момент счастья2.

Мы часто ошибочно предполагаем, что дети в школу «приходят за знаниями», а не за проживанием самых разнообразных, острых, неожиданных, ярких отношений.

Наше иллюзорное представление о том, что подростки хотят танцевать, требуя дискотеки, немедленно рассыпается, когда театральный спектакль, музыкальная гостиная, весенний бал, спортивный калейдоскоп, конкурируя с дискотекой, легко замещают желаемое: детям важно проживаемое отношений во время совместных ритмических движений — поэтому любой окультуренный вариант их потребности будет ими принят, если он наполняется проживанием отношений.

Проверим себя еще раз:

Средства жизни и содержание жизни животного подведены под единый знаменатель приспособления, адаптации: ловля мышей для кошки — это и средство, и содержание ее существования; в пении птиц соединены средство существования птицы и содержание ее жизни. Лишь у человека разведены и автономны средства жизни и содержание жизни, а вернее, потенциально могут быть автономны — в зависимости от меры духовного развития человека, меры его свободы от инстинктивной природы.